А Б В Шрифт

Дефолт и выход из Еврозоны — шанс на выживание для Греции и большие проблемы для ЕС

Комментируют Сергей Жаворонков, Марсель Салихов

Греция тушит Старый Свет

Говоря о дефолте Греции и эффекте домино для всего Старого Света, возмущенные лидеры ЕС забывают объяснить, что отказ от принятия помощи грозит грекам лишь временными трудностями, а вот держателям их долгов, то есть европейцам, — огромными потерями.
Греция тушит Старый Свет 3 ноября 2011
Принятый Евросоюзом план спасения Греции оказался под угрозой срыва после решения о проведении референдума по данному вопросу, а также вызвал яростные обвинения руководства этой страны в предательстве интересов ЕС и политической несостоятельности. Однако в альтруизм Германии и Франции верится с трудом: спасая Еврозону и евро, они не оставляют Греции никакой возможности проводить самостоятельную фискальную и денежно-кредитную политику в дальнейшем. Конечно, отказ от помощи Старого Света приведет Элладу к дефолту и долгому периоду крайне трудной жизни. Однако в этом случае у страны появляется шанс пусть не сразу, но возродить местное производство, почти похороненное после вступления в ЕС.

 

В 2009 году государственный долг Греции составлял 127,1 процента от ее ВВП. В 2010 — 142,8 процента от ВВП. По прогнозам, в 2012 году он составит 170 процентов от ВВП. Общие размеры госдолга Греции приближаются к 350 млрд евро. В 2009 году затраты на выплату процентов составили 12 млрд евро, а на погашение долга — 29 миллиардов. В 2011 году затраты на выплату процентов — 16 млрд евро, на погашение долга — 36 миллиардов. Более 90 процентов греческого суверенного долга находится у частных кредиторов. Банки США держат облигации страны на 1,5 млрд долларов, Великобритании — на 3,4 млрд, Италии — на 2,35 млрд, Франции — на 14,96 млрд, Германии — на 22,65 млрд, у греческих банков — 62,8 млрд долларов. Если Греция выйдет из зоны евро, кредиторы потеряют 90—100 процентов своего долга.

Европейский политический истеблишмент преисполнен негодованием: объявленный премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу предстоящий всенародный референдум по вопросу принятия помощи от ЕС может не только обвалить евро (а с ним и лишить накоплений частных лиц по всему миру, в том числе и в России), но и вызвать дефолты Португалии, Испании и ряда других стран.

Какие только эпитеты не сыплются в адрес Папандреу. Он-де слабак и предатель (советоваться с народом может только трус), американский агент (падение евро выгодно США — соответственно, греческий премьер работает на них), и так до бесконечности.

Однако во всех этих рассуждениях рефреном проходит страх за себя и свои финансы, а отнюдь не за будущее Эллады. И вообще, греков публично обозвали лентяями, оскорбив целую нацию, которой отказ от драхмы принес лишь обнищание.

Вспомним, ранее правительство Греции предполагало выносить на референдум другой вопрос: «Согласно ли население на переход к режиму жесткой экономии бюджетных расходов в обмен на списание половины греческого суверенного долга?» Последовали массовые народные протесты, и теперь команда Папандреу вынуждена спрашивать население о более радикальных вещах: готова ли страна вообще остаться в еврозоне.

Понятно, что в случае отказа принять помощь от Евросоюза для Греции наступят тяжелые времена: коллапс банковской системы, дефолт, рост инфляции — и как следствие политический кризис. И это еще не самый пессимистичный сценарий. Но, с другой стороны, будет возрождена национальная валюта драхма, на страну перестанет давить тяжелейший груз долга.

Греческий дефолт объявлен чем-то из рук вон выходящим. Вместе с тем через это за последние несколько лет прошли множество стран, в том числе и Россия. К тому же если Греция объявит дефолт, то те средства, которые сейчас идут на погашение долгов, могут быть направлены на развитие собственной промышленности и социальную поддержку населения.

Ведь программа помощи, предложенная ЕС, предусматривает выделение Элладе кредитного транша размером 130 млрд евро и списание 50 процентов ее долгов частным банкам — около 100 млрд евро. Но за это греки должны принять обязательства по сокращению бюджетного дефицита. Понятно, что это может быть сделано только за счет урезания социальных расходов, что неминуемо повлечет резкое понижение уровня жизни, причем без всякой надежды на будущее развитие.

Решение о референдуме является для правительства Георгиоса Папандреу единственно правильным — брать личную ответственность за то, что два-три поколения твоих соотечественников будут обречены влачить нищенское существование, глава кабинета министров Греции не может.

Сейчас страна неконкурентоспособна. Даже в случае помощи от ЕС она будет жить крайне бедно. При дефолте у нее появляется шанс выйти на траекторию роста.

Часть экспертов убеждена, что греческий кризис спровоцировали банки, сознательно накручивающие доходность ценных бумаг. И именно они жаждут получить помощь Евросоюза, чтобы и дальше продолжать спекулянтскую деятельность.

Если греки проголосуют против плана, сложится интересная ситуация. Европейский союз будет вынужден придумывать другой механизм поддержки, на который Афины согласились бы. Если ЕС откажется от переговоров, Старый Свет ждет неконтролируемый процесс разрушения европейской экономики, но он уже Грецию не затронет.

Удивляет то, что никто из возмущающихся решением о проведении референдума не вспоминает Исландию, чье правительство было вынуждено национализировать все крупнейшие банки страны, дав своим гражданам право самостоятельно решать, должна ли Исландия возвращать долги частных банков. Там жители по результатам референдума отказались платить за ошибки финансистов.

Как пишет Михаил Хазин, «многие сочли убедительными аргументы премьера Исландии Хорде, который заявил, что повел себя умнее, чем лидеры Греции, Португалии и других стран, также попавших в долговую ловушку, — те сокращают социальные программы и параллельно поддерживают банковскую систему, а Хорде дал банкам умереть, отказав им в господдержке: «Мы их (банки) не поддержали. Они обанкротились. И теперь мы видим, что это было правильное решение... Произошел банковский коллапс, но реальный сектор, производство в стране было спасено».

Возможно, именно исландским примером руководствуется сейчас Папандреу. Пока неизвестно, чем закончится история с греческим референдумом, но понятно, что, если Европу охватит кризис неплатежей и финансовый хаос, винить ей нужно будет собственных политиков, банкиров, а уж никак не греков, оказавшихся первыми жертвами евроинтеграции, но явно не последними.

Сергей Жаворонков, эксперт Института экономики переходного периода

В случае проведения в Греции референдума мой прогноз плохой. Вполне вероятно, что греческое общество откажется от выполнения финансовых обязательств страны, которые брали на себя греческие же правительства, избранные гражданами же. Это прямой путь к выходу Греции из зоны евро с последующим резким падением греческого уровня жизни до показателя Румынии, Болгарии или Албании. В современной финансовой системе не принято отказываться от долгов. Их можно списать, если вы убедили инвесторов, что платить нечем, а не просто перестать платить по кредитам.

То, что мы видим на улицах греческих городов, — манифестации, акции протеста — чистой воды большевизм: мы не хотим работать, мы хотим грабить богатых. В данном случае грабить Германию и другие экономически развитые страны ЕС. Уверен, никто из них грекам себя грабить не позволит. После той беспрецедентной помощи, которая Греции уже выделялась, ультиматум Германии и Франции, прозвучавший накануне, абсолютно обоснован. И если греки откажутся выполнять свои обязательства, в их отношении возможно введение экономических санкций.

В случае выхода Греции из зоны евро сам Евросоюз ждет, с одной стороны, сокращение, а с другой — оздоровление. Главная проблема ЕС, которая и привела организацию к нынешнему кризису, заключается в том, что государства — члены союза не выполняли взятых на себя обязательств, к примеру, по дефициту бюджета. Так, если по Маастрихтским соглашениям дефицит бюджета этих стран не должен превышать всего 3 процента от ВВП, то из всех государств ЕС это соглашение выполняет одна Финляндия. Это показатель того, что причина нынешних бед — отсутствие политической воли у национальных правительств. Вера в то, что можно жить не по средствам, а просто занимать деньги на рынке. Сейчас же рынки отказываются занимать, и выясняется, что за удовольствие жизни не по средствам нужно платить. Но платят более богатые страны за более бедные.

Специалисты говорят о других проблемных странах с точки зрения выплаты долгов: Ирландии, Италии, Португалии и Испании. Повторение греческого сценария возможно в Ирландии. В Италии — маловероятно. Местное правительство нацелено на сокращение расходов. Вкупе с помощью Евроцентробанка у нее есть шанс постепенно снизить нынешний тревожный уровень долга. Таким образом, очевидные кандидаты «на вылет» — Греция, Ирландия и Португалия.

Марсель Салихов, специалист Института энергетики и финансов

Российские СМИ много внимания уделяют событиям, разворачивающимся вокруг экономики Греции. И внимание это абсолютно оправданно.

Если в мире происходят некие экономические потрясения, это неизбежно сказывается и на нас. Так было в 2008 году во время ипотечного кризиса в США, так было и ранее, в 1997—1998 годах, когда в кризисе оказались экономики Азии. Российская экономика очень сильно зависит от мировых рынков. Три года назад, во время так называемой «первой волны», у нас было самое сильно падение уровня ВВП.

В связи с кризисными явлениями и наш фондовый рынок по сравнению с другими странами всегда проседает сильнее. Так, после летних новостей о снижении кредитного рейтинга Соединенных Штатов акции российских компаний упали ниже всех. Отсидеться в стороне от мировых экономических процессов нам не удастся.

Тем не менее опасения по поводу того, что в результате возможного дефолта Греции и кризиса еврозоны цены на нефть, являющиеся для нас ключевым показателем, упадут, пока не подтверждаются. На фоне продолжающихся в течение последних нескольких месяцев разговоров и решений европейских стран по поводу дальнейшей судьбы этой страны нефть не дешевеет и стоит сегодня 108 долларов за баррель. Для РФ эта цена хорошая.

Конечно, в связи с возможной второй волной кризиса ждать, что и у нас, и в мире в целом все будет хорошо, не стоит. Жизнь всех ждет тяжелая. Но пережив в 2008 году первое потрясение, правительства уже знают, чего можно ожидать. Той паники, которая имела место три года назад, не будет.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов

Комментарии

sergeev1986
Да уж, встряла Европа с этой Грецией... имхо, Грецию надо исключить их зоны евро, что даст ей возможность девальвировать свою валюту и тем самым повысить конкурентоспособность экономики.
pleshakov
Чтобы ее исключить необходимо около двух триллионов евро в качестве своеобразных «отступных» — тогда Греция сможет расплатиться по долгам, а ее выход не станет катастрофой вселенского масштаба для зоны евро и фондовых рынков в целом.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.