А Б В Шрифт

Кто в России лоббирует выделение экономической помощи Кипру

Сергей ТИМОФЕЕВ,

главный редактор «Особой буквы»

Остров тишины

По некоторым данным, более 30 процентов зарегистрированных на Кипре компаний имеют российские корни, и практически все крупнейшие российские компании так или иначе связаны с офшорными зонами.
Остров тишины 21 ноября 2011
Деньги любят тишину, немногим это известно. Но поверьте старому пиарщику: не любят деньги понтов и громкого пиара. Как только их владелец чрезмерно увлекается собственной популярностью, деньги от него уходят. Обязательно что-то случается, и владелец их теряет. Я имею в виду настоящие деньги, большие, — а именно, состояния.

 

Примечательно также и то, что РФ готова оказать Кипру финансовую помощь на сверхвыгодных по нынешним меркам условиях. Согласно озвученным данным, кредит будет выделен на 4,5 года под 4,5 процента годовых. Европейские страны, к которым Кипр тоже обращался за финансовой помощью, предлагали кредиты минимум под 15 процентов годовых.

В конце прошлой недели в субботнем номере газеты «Коммерсант» Дмитрий Бутрин и Петр Нетреба опубликовали сенсационную заметку. Как стало известно изданию, на переговорах 11 ноября, после которых министр финансов Кипра Кикис Казамиос объявил о том, что соглашение о предоставлении Россией межгосударственного кредита Кипру на 2,5 млрд евро «подписано» и первый транш кредита остров должен получить в декабре нынешнего года, произошло неожиданное. Там на самом деле ничего подписано не было. Мало того: как оказалось, в принятом в пятницу во втором чтении бюджете РФ на 2012 год (как и в действующем) средств на заем Кипру не предусмотрено. Министр финансов Кипра тогда в своем выступлении подчеркнул, что кредит будет получен по «самой прозрачной» процедуре, суть которой не раскрывается. Вероятно, вот она, суть-то, и раскрылась.

Конфуз, обман! Для чего же кипрскому министру понадобилось так подставляться и говорить всему миру неправду? Да просто выхода у него другого не было. Напомним, летом из-за крупного взрыва на военной базе «Евангелос Флоракис» серьезно пострадала электростанция «Василико», обеспечивающая энергией большую часть страны. Теперь на восстановление электростанции Кипру необходимо около 1 млрд евро, что достаточно обременительно для переживающей не лучшие времена национальной экономики.

Затем агентство Moody's снизило кредитный рейтинг страны на две позиции. Уже тогда эксперты агентства предполагали, что в следующем году местным властям придется спасать свои банки, в которых находится значительная доля греческих облигаций и доходность по которым стремительно падает из-за того, что Греция находится на грани дефолта. Кредитный рейтинг страны был утвержден на уровне Ваа3, от мусорного уровня его отделяла лишь одна ступень. Кроме того, Moody's отмечало, что правительству Кипра также в скором времени потребуется экстренная финансовая помощь по причине потери выходов на международные рынки.

А в конце октября другое международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Республики Кипр до ВВВ, сохранив «негативный» прогноз. Мусорный рубеж фактически был пройден.

Независимые российские эксперты, комментируя эти события, стали говорить о необходимости «диверсифицировать риски» — то есть «не класть яйца в одну корзину», намекая на Кипр.

В блогосфере по этому поводу принялись шутить о том, что русские бизнесмены, банкиры и финансисты расхватали все авиабилеты бизнес-класса на кипрские рейсы, народ рванул спасать свои капиталы. Но в каждой шутке, как известно, есть только доля шутки, все остальное — чистая правда.

А знаете, что происходит с кредитными организациями, когда клиенты начинают снимать со счетов деньги или куда-то их переводить, да еще не просто снимать и переводить, а снимать и переводить все до последнего евроцента и, допустим, все разом? Они превращаются в пирамиды! А пирамиды, которые очень тяжело строить, и вообще мало кто знает, как их там на самом деле строят, имеют удивительное свойство очень быстро рушиться. Можно сказать, обваливаться в одно мгновение. Я, дорогой читатель, не о тех пирамидах, что в долине Гизы, а о финансовых.

Ну так вот, скажите мне на милость, что оставалось делать министру финансов Кикису Казамиосу? Когда с ним на переговорах, оказывается, всего-навсего просто поговорили… Ну да бог с ним, с министром финансов, наверное, ему можно простить эту ложь во спасение отечественной экономики, чтобы не допустить паники среди инвесторов. Ведь экономическая ситуация на острове сложилась воистину нешуточная.

Но нешуточная экономическая ситуация не только на Кипре. Грецию, например, только что всей Европой спасали, и, кстати, достоверно неизвестно до сих пор, спасли ли. А Португалия, а Испания, Италия, наконец? Кризис, однако, в Европе!

Видный эксперт в области экономики Михаил Хазин считает, что денег у Евросоюза не было уже даже на Грецию, он ограничился объявлением (даже не принятием!) госгарантий крупнейших стран ЕС (читай, Германии и Франции) на новый фонд поддержки, но кто был готов в него вложить деньги — пока большой вопрос. С учетом Италии, дураков, скорее всего, не будет. И, как и следовало ожидать, начались разные информационные вбросы и утечки. Но, прежде чем их обсуждать, нужно еще раз сказать об экономических проблемах ЕС, считает эксперт.

Так почему ж Россия переговоры ведет именно по Кипру? Что нам там, медом намазано? Пожалуй, что да. Дело в том, что собственниками ряда крупнейших российских компаний являются фирмы, зарегистрированные именно на Кипре. В этой связи некоторые политологи уже высказали предположения, что выдача кредита может быть попыткой российского истеблишмента защитить свои коррупционные интересы, связанные с этим государством.

К слову сказать, когда в начале 2006 года в наше правительство поступил доработанный законопроект, предусматривающий амнистию капиталов до 30 апреля 2007 года, по различным оценкам экспертов, за границей находилось от 200 до 300 млрд долларов российских денег. Получалось, что амнистированные средства не обязательно переводить обратно на счета в российские банки, нужно было только заявить о них в налоговые органы и уплатить налог в размере 13 процентов. И есть достаточно оснований предполагать, что основная масса этих средств была на счетах кипрских банков.

Неплохие деньги, не правда ли? Настоящие состояния. Но самое «смешное» — это то, что российских денег на острове могло быть гораздо больше.

Кипр еще со времен перестройки стал для российских компаний основной финансовой базой, через которую шел отток капиталов, — фактически Кипр стал первым местом, где российские компании почувствовали вкус налоговой вольницы. По некоторым данным, более 30 процентов зарегистрированных на Кипре компаний имеют российские корни, и практически все крупнейшие российские компании так или иначе связаны с офшорными зонами. А старейшей и главной налоговой гаванью для капиталов из нашей страны был Кипр, так уж исторически сложилось. Почему именно этот остров? Вероятнее всего, киприотам тогда удалось создать здесь самое необходимое условие, которое любят деньги. Это — тишина!

Но все проходит, как сказал мудрец. И это прошло. Теперь на острове все чаще раздаются грозы и тишину постоянно кто-то нарушает.

 

Материал подготовили: Сергей Тимофеев, Александр Газов

Комментарии

сельцо, Вадим крепостной
Да, да. Неконтролируемые никем, кроме НацлидЭра, контрразведчики любят Кипр. Это забавно, хочешь обналичить баксы?
Причем здесь Федеральная Служба Госбезопасности?!
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.