Будущий президент планировал: «Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013—2018 годов средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200 процентов от средней по экономике.
За несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы — 200 процентов от средней зарплаты по региону.
В России надо воссоздать рабочую аристократию... Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должны замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать, найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы — до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.
Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию — национальная задача на предстоящие 3—4 года. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно — это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц».
Много умных и правильных слов сказано об образовании, о поддержке учреждений культуры, здравоохранения, обеспечении доступным жильем, защите окружающей среды. И через слово — «реализовать», «восстановить», «обеспечить», «добиться», «в ближайшие годы».
Но вот выборы прошли, счастливый избранник готовится к возвращению в Кремль, и постепенно приходит осознание того, что предвыборные молочные реки и кисельные берега надо реализовывать. Хотя бы частично, чтобы пропагандистам не пришлось потом работать сверхурочно, доказывая, будто статья «Строительство справедливости» — фейк вроде знаменитой программы «Единой России» 2002 года.
Тем временем рейтинговое агентство Fitch подсчитало, что выполнение предвыборных обещаний будущего президента Путина обойдется российской экономике в восемь процентов от прогнозируемого ВВП в течение шести лет президентства.
Поэтому будущий президент, а ныне премьер-министр, предложил правительству изыскать способы урезать неприоритетные расходы бюджета. «Самый беглый анализ показывает, что в ряде отраслей государственные ресурсы расходуются неэффективно. Здесь есть определенный резерв», — заявил он.
Тут встает закономерный вопрос: «Где искать упомянутый «определенный резерв»? Сам Владимир Владимирович не уточнил, какие расходы он считает «неприоритетными». За комментариями по этому поводу «Особая буква» обратилась к Владимиру Милову, бывшему заместителю министра энергетики, публицисту и лидеру движения «Демократический выбор».
Наш собеседник считает, что должны быть сокращены те расходы, которые росли быстрее всего — расходы на содержание госаппарата, спецслужб и «так называемая поддержка национальной экономики — то есть субсидирование неэффективных предприятий». В 2005 году, сказал Милов, субсидии предприятиям составляли восемь процентов, тогда как к настоящему моменту достигли 20 процентов ВВП.
«Ну а чиновничий аппарат — нечто особенное. Число чиновников в России превысило их число в СССР. А эффективность их деятельности крайне низкая, они не создают стоимость, а мешают это делать. В рейтинге удобства ведения бизнеса Россия находится в самом низу — у нас тяжелая разрешительная процедура, высокая коррупция. А разговоры о сокращении госаппарата оборачиваются очковтирательством», — заявил наш собеседник. Он привел «стандартную схему», как проводится «сокращение» административных расходов:
«Допустим, в неком ведомстве сокращается технический персонал и вакантные должности. Потом Минфин отказывается выделять этому ведомству надбавки и дополнительные зарплаты. Ведомство жалуется министру, и в итоге все заканчивается победой ведомства, которое добивается желаемого».
По мнению Владимира Милова, в окружении Путина нет тех, кто настоятельно порекомендует ему сократить расходы на госаппарат. Наиболее вероятно сокращение социальных выплат и расходов на государственную оборону. Обычно, когда заходит речь о сокращении бюджетных расходов, обсуждают как раз эти статьи. «Об этом всегда говорил Кудрин, но он также отмечал раздутые расходы на госаппарат и поддержку неэффективных предприятий», — отметил Милов.
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева
Комментарии