На вопросы «Особой буквы» отвечает Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
— Что заставляет бизнес выводить деньги такими ударными темпами?
Во-первых, есть текущая неопределенность. Она связана с тем, что к нынешнему президенту Дмитрию Медведеву кое-как привыкли. Хотя и непонятно, какая доля власти была ему доступна, но тем не менее это был определенный режим.
А с 7 мая будет Владимир Путин в полном объеме, и я подозреваю, что те люди, у которых есть деньги, ему не доверяют. Они стараются как можно больше вывезти из России и разместить за рубежом либо бизнес, либо свои деньги. Это краткосрочное объяснение исходя из текущей конъюнктуры, которое дали бы журналисты, занимающиеся этими проблемами.
Но есть и более глубокие причины: очень мало надежды, что Путин сделает что-нибудь либеральное по отношению к российской экономике. Что можно будет вкладывать деньги, что можно будет работать и так далее.
На нашей конференции в среду выступали два докладчика. Один из них господин Волков из Петербурга, из Европейского университета. Другой — бывший первый заместитель председателя Верховного суда Владимир Иванович Радченко. Они в один голос говорили, что ситуация с экономическим климатом неблагоприятная и начиная с 1997 года в Уголовный кодекс были введены статьи, которые в общем можно было расценивать как объявление войны бизнесу.
С тех пор ситуация не улучшилась. А наоборот, есть определенные ухудшения. То, что сделано было Медведевым: отменили кое-какие статьи в Уголовном кодексе, приняли закон о полиции. Но амнистию не объявляют, с другими мерами медлят.
В нашей стране заниматься бизнесом очень тяжело. Поэтому и уходят капиталы, а бизнесмены не рассчитывают на то, что с новым-старым президентом что-нибудь изменится к лучшему.
— Вопрос по сути сводится к отношениям власти и бизнеса?
Да, это главное. Власть, несмотря на сладкие разговоры, с точки зрения законодательства, с точки зрения работы правоохранительных органов, а также Следственного комитета, прокуратуры, суда продолжает заниматься практикой обвинительного уклона.
У нас среди людей, которые сидят, бизнесменов примерно в 10 раз больше, чем остальных категорий населения. Что вы хотите? Это же не изменилось.
Вот в ожидании каких-то новых сюрпризов, понимая, что в мире кризис и что Россия не будет белым оазисом среди этого кризисного пространства, люди предпочитают вывозить капиталы и уезжать. На сегодняшний день ситуация именно такая, надо смотреть правде в глаза.
Возможно, есть и конъюнктурные какие-то обстоятельства. Владимиром Владимировичем много выдано обязательств. И надо где-то брать деньги. Возможно ухудшение финансовой ситуации, увеличение налогов, налоговая служба может повышать активность своих действий, и прочее. Короче говоря, бизнес не ведает, вот и все.
Стоит также вспомнить, что говорил Владимир Владимирович на митинге в Лужниках. А это слушается больше, чем то, что он написал в своих статьях. В статьях все мирно, спокойно, масса разумных мыслей, взятых у хороших экспертов, но это не от души. А от души он кричал: «Умремте ж под Москвой, как наши деды умирали!» То есть, мол, за меня.
— С точки зрения инвесторов, насколько важно, какие конкретно персоналии будут в новом правительстве?
Это, конечно, важно. Скажем, инвестор кого-то конкретно знает в правительстве. Попадется ему министр, который с ним знаком, — это хорошо, бизнесмен «будет одет». Но я не думаю, что это решающий вопрос. Потому что в кабинете Путина, и вообще это в нашей традиции, министры играют в определенном смысле лишь роль советников.
— Ждать осталось недолго. После инаугурации президента уже появится какая-то определенность?
Да, просто власти нужно решиться на то, чтобы объявить и применить либеральные меры, которые могли бы успокоить бизнес. Причем не просто успокоить на время, а создать ему обстановку доверия и уверенности, что не будет неожиданностей.
Материал подготовили: Елена Николаева, Мария Пономарева, Александр Газов
http://www.proza.ru/2012/04/05/897
подробно об этом в запрещенном
«Новом Вавилоне» Миста