— Доллар дорожает все последние дни. Такая же ситуация и с евро. Стоит ли россиянам, имеющим на руках рубли, опасаться за свои сбережения?
Во времена всех кризисов инвесторы выводят деньги из развивающихся стран, поддерживая собственные экономики. Сейчас как раз идет такой процесс, и касается он не только России, но и многих других государств.
За нашу страну особо опасаться не стоит. Отечественный платежный баланс, сказывающийся на курсе иностранных валют, остается устойчиво профицитным. А именно от него зависит стоимость рубля. При положительном платежном балансе долларов и евро у нас достаточно много. И ажиотажного спроса на них не будет.
Кроме того, Центральный банк России на протяжении последних месяцев стремился поддерживать цену на иностранную валюту на более низком уровне, чем она действительно стоила. И сегодня на фоне событий в Греции и возможности отказа греков от финансовой помощи Евросоюза, международных организаций и с учетом определенного риска выхода этой страны из зоны евро у нас имеет место небольшая и непринципиальная коррекция курсов доллара и евро.
— Насколько можно быть уверенными в стабильности профицита нашего платежного баланса? От чего он зависит?
Платежный баланс России в торговле с иностранными государствами на две трети состоит из денег, получаемых нами за счет продажи углеводородов и цветных металлов. Считается, что в кризис нефть, газ, металлы дешевеют. Однако это не всегда так.
В ценообразовании имеют место две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, кризисные явления в мировой экономике обычно вызывают спад цен, как это случилось, к примеру, в 2008 году. Но существует и обратное явление. В условиях, когда правительства ряда стран портят собственную валюту, активно печатая деньги и наращивая госдолг, нефть, газ, металлы и недвижимость начинают играть роль своеобразных резервных валют. Спрос на них растет, а вслед за ним растут и цены.
— Не станет ли платежный баланс РФ вдруг отрицательным, что приведет к серьезному и обоснованному росту курса иностранных валют по отношению к рублю?
В среднесрочной перспективе я не жду серьезных колебаний цен на энергоносители и металлы, а значит, и скачков курса рубля. Кризисы последний лет показали, что после падения стоимость на углеводороды восстанавливалась в течение года. В краткосрочном плане это опасно — доходы бюджета России могут рухнуть в течение одного—двух месяцев. Но затем последует восстановление позиций. Если есть запасы денег, чтобы пережить полгода, все будет нормально.
— Сегодня предсказать, как повлияет возможный выход Греции из зоны евро на мировую экономику в целом и на российскую в частности, точно, наверное, не сможет никто. Многие ждут от такого события мощных потрясений. Что же именно происходит в Греции, и как будут, по-вашему, развиваться события?
Внутри Греции разворачивается серьезное политическое движение за то, чтобы не платить по внешним долгам. Весьма вероятно, что если не на очередных выборах, то спустя какое-то время сторонники такого подхода придут к власти.
Руководству Евросоюза стоило бы рубить хвост кошке не по частям, а один раз целиком. Если Греция или какая-либо другая страна отказывается выполнять свои экономические обязательства, она должна исключаться из зоны евро. И против нее должны вводиться международные санкции. Это вполне справедливо.
Еще 100—150 лет назад одной из причин войн в мире был отказ государства от выплат своих долгов другим странам. Сегодня мир стал более «добрым», но прощать подобные вещи нехорошо. Сказанное является моим личным мнением. Полагаю, бюрократия ЕС будет и впредь стараться спасти Грецию до последнего. В итоге и греков не спасут, и деньги, которые выделены — и, я уверен, еще будут выделены, — потеряют.
Материал подготовили: Сергей Шурлов, Мария Пономарева, Александр Газов
Сокращать и сокращать предстоит этой Великой державе.
И тогда наверняка начнет раскачиваться корыто, потому что опустеет.
Повеселимся в 13-14 году.
Как это в деревне — громко хлопнуть себя по ляжкам и заржать что есть силы