Часто бывает так, что экстренные новости и сенсационные происшествия забываются уже через день, максимум через месяц, тогда как великие потрясения начинаются с небольших подвижек. Так, 20 февраля «Коммерсант» констатировал снижение потребительской активности в январе 2013 года.
Эксперты объясняют это несколькими причинами: и ужесточившейся кредитной политикой российских банков. И тем, что в прошлую зиму Кремль стремился задобрить «голосующее большинство» не только обещаниями сделать Россию социальным государством, но и дополнительными выплатами. Однако главной причиной того, что российские граждане умерили потребительский пыл, считается инфляция. Рост заработной платы не поспевает за ростом цен.
Эксперты пророчили нам в 2012 году суровые времена: новые витки мирового экономического кризиса, осенний коллапс, обвальное падение уровня жизни россиян. Однако мировая экономика удержалась на плаву, Россия продолжает жить за счет нефтегазовой ренты, и обыватели по-прежнему имеют возможность ходить за продуктами в «Пятерочку» и «Ашан». Но можно ли смотреть с уверенностью в 2013 год? Что будет в ближайшие месяцы с ростом цен и зарплатами, с тарифами ЖКХ, с социальной сферой? На все эти вопросы отвечает известный экономист и политик Михаил Делягин. (ДАЛЕЕ)
21 февраля Газета.Ru опубликовала статью Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа компании ФБК. Статья начинается с выкладок Росстата: в первом месяце нового года в стране снизились объемы промышленного производства. Если принять за 100 процентов уровень января, то снижение произошло незначительное — на 0,8 процента. По сравнению с декабрем ушедшего года продуктивность отечественной промышленности упала на целых 11,8 процента, но здесь надо сделать скидку на «декаду ужаса», как поэтично назвал первые постновогодние дни Геннадий Онищенко.
«Это было весьма симптоматично: в один и тот же день премьер-министр Дмитрий Медведев на Красноярском экономическом форуме вновь заявил о необходимости и реальности пятипроцентного экономического роста, а Росстат отчитался о падении промышленного производства», — пишет Николаев.
Он приводит и ряд других факторов, которые негативно влияют на экономику. Это растущая налоговая нагрузка, в том числе рост социальных страховых платежей; неправильные приоритеты бюджетных расходов; нереалистичные социально-экономические программы и многое другое. Отдельно экономист отмечает дорогие и бессмысленные «мегапроекты», которые тешат самолюбие российского руководства, но вряд ли принесут прибыль, способную покрыть затраты. Это саммит АТЭС во Владивостоке, чемпионат мира по футболу в 2018 году и, наконец, зимняя олимпиада в субтропическом Сочи.
Кроме того, в обозримом будущем США выйдут на углеводородный рынок в новом качестве — не покупателя, а продавца. А это сулит падение цен на углеводородные энергоносители, которые обеспечили России «вставание с колен» в прошлом десятилетии.
Николаев осторожно рекомендует «не быть уж слишком оптимистичными в оценке перспектив экономического развития России на ближайшие годы».
Да, наверное, нет оснований бежать в магазины и закупать мешками рис, соль, тушенку и спички. Но руководству страны давно пора было внести определенные поправки в макроэкономическую стратегию. В свое время не соблазняться самим и не морочить население «мегапроектами». Провести реальную, а не показную атаку на системную коррупцию. А заодно извиниться за то, что обещанные молочные реки в кисельных берегах не потекут по стране. Не обессудьте, россияне, это были суровые выборы, и мы боролись за победу как могли…
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, считает, что Николаев в своих оценках был слишком мягок.
«Я бы добавил, что из-за изменения налоговой нагрузки закрылись 208 тыс. предприятий малого бизнеса. В Москве снесли десять тысяч палаток — это примерно 30 тыс. рабочих мест», — напоминает он.
Потапенко уверен, что российские власти владеют адекватной информацией о состоянии хозяйства, но не предпринимают мер, потому что у них нет личных причин для беспокойства:
«Если у тебя в буфете при Госдуме или правительстве бутерброд с икрой стоит 25—30 рублей, хороший такой бутерброд, с хорошей красной икрой, плотным слоем, а не капелькой какнуто, — то не пофиг ли то, что говорят Игори Николаевы или Дмитрии Потапенки?»
Наш собеседник предложил правительству такую меру: «придумать уголовную статью за неправильную длину ногтей и отправить 50 млн валить лес».
«А почему нет? Тиранам надо быть профессиональными, абсурдировать так абсурдировать. Придираются к НКО, какая-то еще хрень… Правительству и депутатам надо подходить креативнее к тому, как граждан можно лишить имущества и заставить работать за право жить. Сейчас им приходится платить, а так можно их отправить куда-то, чтобы они вкалывали за право прожить лишние сутки».
Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов
Комментарии