Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
Я не вижу никаких особых угроз для нашей экономики. Нужно готовиться к худшему и иметь какие-то резервы, но надеяться на лучшее. И для этого есть все основания.
Единственное — мы должны понимать, что используем наши возможности по организации экономического роста и повышению благосостояния примерно на 40 процентов. 60 процентов — на сырье. Менялась бы политическая, правовая ситуации — все могло бы быть более надежно. Но в принципе в самой экономике крупных основ для кризиса — я имею в виду близкое время: год, два, три — я не вижу.
Не нужно нервничать, для этого нет оснований. В российской экономике сегодня близко к тому, что было в начале 90-х годов, вообще нет. У нас теперь другая экономика. Она работает самостоятельно, и вы это видите: люди занимаются бизнесом, организуют поставки продукции. И все это живет и, слава богу, никого не спрашивает. Плановая экономика, которая постоянно вызывала напряжение ресурсов, дефициты и так далее, больше не оказывает своего воздействия. Поэтому в этом плане я ничего плохого не ожидаю.
У нас все проблемы в том, что нужно организовать экономический рост, нужно организовать улучшение ситуации, освоение новых видов продукции, иметь больше свободы. Я подозреваю, что те граждане, которые беспокоятся и выражают опасения, об этом меньше всего думают. Хотя, может быть, и зря.
***
Дмитрий Потапенко, экономист, бизнесмен
Ожидания кризиса гражданами России абсолютно обоснованны. И рванет у них в карманах, потому что они понабрали кредитов.
Это будет кредитный кризис, потому что люди без мозгов понабрали кредитов, которые они не могут обслуживать. Отсрочки растут изо дня в день.
Это будет очень масштабный кризис: процент необеспеченных кредитов превысил 25 процентов — соответственно, это приведет к коллапсу банковской системы и, следовательно, коллапсу экономики как таковой.
Способна ли власть пресечь этот кризис? Если только расстрелами. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, к сожалению, лишь доля шутки. Ну если человек без мозга набирает кредитов, которые он не способен обеспечить, потому что ему захотелось красиво жить… И он берет и берет. Как принудить человека перестать этим заниматься? У нас свободное общество, не работорговля.
Когда говорят, что часть населения, занимая деньги в банках, не понимает, что их надо отдавать… Но оно же половозрелое. Ну давайте их ограничим в правах: не будем им давать водительские права, право ношения на оружие, отнимем право голосовать или приобретать недвижимость. Как мы это будем делать?
Мы пока своей кровью не умоемся, собственной задницей на раскаленную сковородку не сядем. Это как теоретически учить ребенка не засовывать пальцы в розетку — он все равно подлезет. Можно рассказывать, можно показывать, но еще раз повторю: этот инфантилизм неприемлем.
Человек тогда не животное, когда он несет ответственность за себя и за свои действия. Тебя ж под руку никто не толкает брать кредиты. Красиво жить ты хочешь, а зарабатывать на это не умеешь. Вот и набирают. У людей по пять невозвратных кредитов.
Шутки закончились, и все уже очень серьезно.
***
Евсей Гурвич, член экономического совета при президенте РФ
Ожидания экономического кризиса не совсем обоснованны. На самом деле были серьезные основания ожидать нового кризиса в Еврозоне, но сейчас, наоборот, он отодвинулся. Страны еврозоны постепенно начинают выходить из рецессии.
Что же касается российской экономики, здесь уже больше года наблюдается стагнация. Мы топчемся на месте. Но и какого-то кризиса или резкого ухудшения ситуации я пока не вижу.
Когда премьер-министр говорит, что надо туже затягивать пояса, то это нужно объяснять более четко и конкретно. На самом деле это было сказано для того, чтобы люди поняли, что уровень жизни не будет расти такими темпами, как это было до мирового кризиса.
До кризиса 2008 года у нас реальные зарплаты росли сверх инфляции примерно на 13 процентов ежегодно. Зарплаты за 10 лет увеличились более чем в три раза. Реальные пенсии — более чем в четыре раза. Такого больше не будет.
Все это еще будет расти, но гораздо медленнее. В этом смысле нам нужно менять свои амбиции.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии