24 февраля 2009 года у Центрального дома художника прошел митинг против сноса ЦДХ и коммерческой застройки территории Крымского вала. А в парке скульптур «Музеон», с разрешения директора парка, прошла художественная акция: группа снеговиков держала в руках плакаты. Одним из них оказалась анаграмма Германа Виноградова «Юрий Лужков – уклюжий вор», размещенная кем-то без ведома художника (но с сохранением его копирайта на эту игру букв).
Милиция восприняла акцию как несанкционированный пикет и отняла из снежных лап лозунги, забрав в качестве вещдоков. Самих «пикетчиков» арестовывать не стали, резонно полагая, что до участка они все равно не доедут – только обмочат.
1 апреля, в День дурака, Юрий Лужков подал в Тверской районный суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. А вчера судья Тверского районного суда столицы Татьяна Федосова отказала в удовлетворении требования «признать не соответствующим действительности, порочащим честь, достоинство и деловую репутацию мэра Москвы» утверждение «Юрий Лужков – уклюжий вор».
Именно так были сформулированы претензии к художнику в исковом заявлении, завершавшимся просьбой взыскать в пользу мэра компенсацию в размере 500 тысяч рублей. Втрое больше глава столичной администрации потребовал с издательского дома «Коммерсантъ» и журналиста Александра Воронова, без которых в мэрии так и не узнали бы, о чем говорили снеговики.
Однако вопросы адвокатов, какие «физические и нравственные страдания претерпел истец», чтобы настаивать на таких суммах, остались без ответа. Также без ответа остался и вопрос о том, в чем именно состоит «порочащий характер» фразы «уклюжий вор», поскольку в ней нет утверждения о каких-то фактах или свидетельств таких фактов.
Хотя судья не огласила подробности вердикта, касающиеся фразы «Юрий Лужков – уклюжий вор», в постановлении будет указано, скорее всего, что факт ее распространения Германом Виноградовым доказать не удалось, а также то, что опровергнуть данную фразу невозможно. Ведь в таком случае появляется соблазн использовать в качестве кажущегося очевидным противопоставления «неуклюжий вор», но, как вполне резонно отмечает сам автор анаграмм-поэзы, «в имени и фамилии Юрия Лужкова нет ни буквы «н», ни буквы «е».
Галерист Марат Гельман так прокомментировал GZT.RU сам факт появления иска к художнику: «Раньше я думал, что он (Лужков) умнее. Но что-то с ним случилось: может быть, возраст говорит о себе, а может, какой-нибудь его слишком рьяный зам решил выслужиться и что-то нашептал ему».
«Анаграммы Виноградова и эта, в частности – очень изящны с точки зрения искусства, хранятся во многих престижных галереях. Пройдет много лет, и, глядя на них, посетители будут спрашивать: «а кто такой этот Лужков?» – считает галерист.
Текст композиции, названной художником «анаграмм-поэза ‘живой урлюк’», из которой снеговик позаимствовал анаграмму «Лужков – уклюжий вор», будет опубликован целиком в одном из ближайших номеров журнала «Коммерсантъ-Власть».
Комментарии