Практика «нулевых чтений» законопроектов применяется уже давно. Однако оппозиция до недавнего момента активного участия в предварительной дискуссии не принимала. Право «первой ночи» было закреплено за депутатами от «Единой России». Теперь возможность познакомиться с проектами законов до их вынесения на обсуждение в Госдуму получат все фракции.
Оппозиции предложено присоединиться к консультациям по бюджету на будущий год. Министр финансов Алексей Кудрин уже разослал депутатам письма с таким предложением и ждет от них ответа.
Совещание с лидерами «партии власти» по бюджету состоялось уже сегодня. По словам главы Минфина, практически все предложения «Единой России», которые она выдвинула, будут учтены.
Станет ли сотрудничество Кудрина с оппозицией столь же плодотворным, остается только гадать.
Что бы ни скрывалось за этим фокусом, первое сообщение министра не было оговоркой (см. «Доходы бюджета упали на 45%»). Кудрин назвал несколько взаимосвязанных параметров исполнения бюджета за январь – август, в частности, размер дефицита. Уравнение очень простое: расходы минус доходы равно дефицит. Расходы за восемь месяцев составили 5607 млрд рублей, дефицит – 1460 млрд рублей, а доходы – 4147 млрд рублей, как и «оговорился» министр.
По словам Кудрина, в процентах ВВП дефицит за восемь месяцев достиг 5,9%. Если в рублях дефицит равнялся 1460 млрд, то ВВП России за восемь месяцев находится на уровне 24 580 (дефицит равен 5,94% ВВП) – 24 960 (дефицит равен 5,85% ВВП) млрд рублей, что очень похоже на правду. По предварительным оценкам, в августе экономика подросла по сравнению с июлем. ВВП за январь – июль равнялся 21 375 млрд рублей. Тем самым, ВВП за август, по нашим подсчетам, составил 3205 – 3585 млрд рублей. В июле ВВП был 3447 млрд. рублей.
Резкий рост дефицита за месяц на 1,6% ВВП (к началу августа было 4,3% ВПП) – большая редкость. Например, в июле он вырос на 0,3% ВВП, в июне – на 0,8%, в мае – 0,2%. Стремительное увеличение дефицита легко объяснялось катастрофическим падением доходов при сохранении прежнего уровня расходов.
Но теперь выясняется, что доходы не упали на 45% по сравнению с июлем. А значит, и дефицит не так велик. Если новые данные о доходах бюджета верны, дефицит за 8 месяцев составил 256 млрд рублей или примерно 4,8% ВВП, а не 5,9%.
Зачем Кудрин стал рассказывать про резкий рост дефицита на пресс-конференции, транслировавшейся по телевидению в прямом эфире и на которой присутствовало множество журналистов? Зачем он запустил эту утку, которую процитировали практически все агентства и газеты? Почему он не сделал никаких оговорок? Мог ли он не знать, что в ближайшую пару дней поступят новые данные о доходах за август, которые полностью изменят печальную картину с доходами бюджета?
Ошибка в оценках исполнения бюджета на 280 млрд рублей – это слишком круто для Минфина. В июле все нефтегазовые доходы бюджета составили 272 млрд рублей, а остальные – 357 млрд рублей. Получается, что к 3 сентября Минфин по каким-то причинам не учел целый блок доходов за август, фактически половину доходов за месяц, что можно объяснить только какими-то экстраординарными событиями.
Сложно гадать, что именно случилось, поскольку никаких разъяснений от чиновников не поступает. Точно также в минувший четверг многие аналитики были поставлены в тупик неожиданным ростом золотовалютных резервов ЦБ, хотя объяснение было простым – 28 августа на счета ЦБ поступили деньги от МВФ. Так и Минфин мог учесть неожиданный подарок МВФ в качестве доходов бюджета. Это львиная доля (217 млрд рублей) из общей суммы переоценки доходов в 280 млрд рублей.
Выяснить, что именно произошло, можно будет в середине месяца, когда министерство опубликует официальный отчет об исполнении бюджета за январь – август. А пока что можно сделать один точный вывод: не стоит верить Алексею Кудрину на слово. Сегодня он может говорить одно, а завтра – совсем другое.