Согласно недавно проведенным исследованиям свыше 70 процентов россиян живут в состоянии психоэмоционального стресса, вызванного глобальным финансовым кризисом. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть новостные ленты. Изо дня в день СМИ сообщают об очередном самоубийстве на почве неспособности человека психологически справиться с тяжелыми экономическими проблемами: банкротством бизнеса, потерей работы, тяжестью кредитного бремени и так далее. И все же случаев кризисного суицида не так много, несмотря на нагнетание обстановки и распространение панических настроений в прессе.
Психические проблемы обусловлены внутренней убежденностью людей, что все в нашей стране плохо. Как говорил профессор Преображенский в книге «Собачье сердце», разруха не в клозетах, разруха в головах. И в этом есть доля правды.
Вместе с тем, рассуждая о нынешнем экономическом кризисе, нельзя сказать, что он выдуман напуганными россиянами. Объективные факты падения уровня жизни людей налицо. Другой вопрос, что на объективную составляющую наслаивается субъективная оценка. Почувствовав незначительные осложнения, человек делает вывод, что завтра будет плохо, послезавтра еще хуже, а после-после завтра совсем ужасно.
Кризис повышает эмоциональную напряженность среди населения. Если он развивается медленно, то и обострение психического состояния нарастает плавно. Человек, как правило, успевает адаптироваться к новым тяжелым условиям. К ярко выраженной депрессии, суицидальным реакциям приводят неожиданные потрясения, острые пиковые ситуации. Например, резкий, никем не предсказанный дефолт.
Так было в 1998 году. В тот момент быстрое обрушение экономики не дало возможности людям приспособиться, что привело к ощутимому росту показателей острых психотических состояний, во многих случаях приведших к госпитализации либо к суициду.
В общем-то, неадекватная реакция людей на дефолт вполне объяснима: насколько я помню, доллар подорожал в пять раз, начались массовые сокращения, разорения предпринимателей, снижения зарплат.
Сегодня экономическая обстановка заметно стабильнее. Стоимость американской валюты увеличилась всего раза в полтора, заводы не закрываются, нет масштабных увольнений, предприятия переходят с семидневного графика на трехдневный и тому подобное. Кризис набирает обороты постепенно. Поскольку человек достаточно пластичное существо, россияне успевают сориентироваться в новых жизненных условиях, наметить пути выхода из сложной ситуации. Это позволяет избежать трагических последствий. По крайней мере, количество госпитализаций и самоубийств, причины которых были бы прямо или косвенно связаны с кризисом, сейчас не так велико, как в 1998 году.
Есть определенный социально неблагополучный уровень, который сохраняется в любой ситуации, вне зависимости от текущего состояния экономики. Кому-то не дали вовремя квартиру, где-то человек потерял работу, обанкротился — такие истории встречаются всегда. И то, что происходит в стране сейчас, на увеличение показателей психоэмоционального стресса особо не влияет. Во всяком случае, пока.
Важную роль играет фактор, условно говоря, исторической привыкаемости. Россияне к трудностям привыкли и подсознательно всегда готовы к возможной дестабилизации экономической обстановки. Это как при инфекционных заболеваниях: когда появляется инфекция, человеческий организм начинает вырабатывать стойкую иммунную защиту. Постепенно люди становятся невосприимчивыми к заболеваниям.
Точно так же и со стрессовыми ситуациями. В 1998 году мы отметили всего 7 лет с момента распада СССР. В то время большое количество людей еще жило воспоминаниями о славном советском времени, отличавшемся экономической, политической, социальной и культурной стабильностью. Неудивительно, что для многих россиян дефолт стал страшной неожиданностью — они не знали, как жить и что делать, растерялись.
Сейчас поколение сменилось — народ привык к динамичному и изменчивому капитализму. Основная масса работоспособного населения на данный момент имеет другой менталитет. Соответственно у них повысились качества приспособляемости и стрессоустойчивости.
В группе риска — люди, перешедшие рубеж 45—50 лет. Их психическое состояние в условиях современного кризиса может значительно ухудшиться. Во-первых, они росли в иной, более лояльной для психики среде. Во-вторых, против них настроены объективные факторы, определяемые сложившимися сегодня социальными условиями. Например, потерявшему работу пожилому человеку будет сложно заново трудоустроиться. Всем работодателям сейчас нужны образованные, молодые и энергичные. Непопадание в эту профессионально востребованную группу может привести к дестабилизации психического состояния человека. Правда, клинически это до сих пор никак не подтверждено.
Зато подтверждено негативное влияние средств массовой информации на психику. Зачастую СМИ играют роль разносчика информационной «заразы». Если ежедневно людям «капать на мозги», говоря, что все плохо и выхода нет, это создаст тревожный фон человеческого настроения, на котором гораздо легче развивается любая другая стрессовая патология.
Возможно, самоубийств было бы гораздо меньше, не уделяй им СМИ столько внимания. Пресса пишет: банки подняли ставки по кредитам, человек не смог рассчитаться по долгам, поэтому решился на самоубийство. Но позвольте, у нас же не вся страна висит на банковских кредитах, не все люди живут в ипотечных квартирах. Это единичные случаи, каждый из которых нужно рассматривать предметно и конкретно.
То, что СМИ выдается за причину самоубийства — кризис, банкротство и так далее, могло быть просто последней каплей, переполнившей чашу терпения. Человек и до кризиса мог находиться в состоянии нервного напряжения: строил планы, прогнозы, рассчитывал свою жизнь, и ничего у него не ладилось. И тут вдруг крах экономики, который окончательно все порушил. Вот для таких людей кризис действительно стал катастрофой, кардинально изменившей их жизнь. Но опять же, это только их субъективная оценка.
Остальные россияне, жизнь которых в последние годы развивалась без особых взлетов и падений, в психологическом смысле кризис особо не заметили. Ну да, у многих несколько снизился уровень дохода, но к этой неприятности большинство россиян более-менее адаптированы. Обычное для нас дело: сегодня платят больше — завтра меньше. Это не причина для самоубийства.
Несколько иная ситуация с массовыми психическими проявлениями. Здесь действует иной механизм. Народные выступления не бывают спонтанными, стихийными — обусловленными личностным стрессовым состоянием. Они обязательно когда-то, где-то и кем-то срежиссированы. Вспоминая то же Пикалево, нельзя сказать, что народная толпа была неорганизованной — явно имела место некоторая предварительная подготовка. Народ выдвигал конкретные социальные требования, а они всегда заранее обдуманны. Определенные силы — может быть даже местные СМИ — нагнетали локальную обстановку. Поэтому люди изначально были эмоционально готовы к акции протеста.
Теперь от теории к практике: как распознать депрессивную симптоматику у близкого человека?
Когда человек перестает вести обычную, принятую в социуме, нормальную жизнь — это уже первый тревожный звонок. Важный момент: вину за события, которые происходят с ним и его семьей, он возлагает на себя. В психиатрии это называется идеей самообвинения, самоуничижения.
Не будем также забывать об алкоголе. Не имея работы и достаточных средств к существованию, человек почти всегда находит деньги на выпивку. Не потому что он алкоголик. А потому, что, к сожалению, алкоголь — это самый хороший, а главное, доступный транквилизатор. На первых этапах психического заболевания посредством «горячительного» человек снимает напряжение и стресс — создается некая иллюзия выхода из сложной ситуации. Но бесконечно это продолжаться не может. Стрессовое пьянство заканчивается либо алкогольным психозом вследствие запоя, либо глубокой депрессивной симптоматикой, или даже суицидом.
Форм депрессий существует много. Встречаются и достаточно агрессивные варианты их проявлений. Но в большинстве случаев агрессия ограничивается вербальным уровнем — человека раздражает семья, окружающие. Для крайних форм агрессии — убийства — необходим перенос вины вовне. Но чаще всего люди в неудачах обвиняют именно себя.
Если вы осознали, что близкий человек находится в депрессивном состоянии, то подумайте, как ему помочь. Не сразу же врача вызывать… Попробуйте для начала найти ему какое-нибудь занятие. Люди — существа социальные, они не могут жить сами по себе без взаимосвязи с окружающим миром. Распространено мнение, что, даже если не платят зарплату, на работу все равно надо ходить, чтобы не выпадать из жизненного ритма. Важно сохранять стереотип поведения. Пока ты встаешь утром по будильнику, чистишь зубы, надеваешь чистую рубашку, идешь на работу — ты остаешься человеком. Как только прекращаешь все это делать — жизнь катится под откос.
Только после нескольких попыток вытянуть человека из депрессии следует обратиться к психотерапевту в поликлинику или в службу психологической поддержки. По крайней мере, специалист сможет определить глубину депрессии и насколько на вербальном уровне она корригируется.
От редакции: хроника кризисного суицида в России
2 июня нынешнего года в поселке Аэропорт Емельяновского района Красноярского края повесился 40-летний авиатехник, отработавший почти 20 лет в оперативном цехе авиакомпании «КрасЭйр» и сокращенный осенью 2008 года. Без отца остались пятеро детей, младшему из которых всего пять лет.
Одновременно с этим в Хабаровске выбросилась из окна своей квартиры на десятом этаже 27-летняя стюардесса авиакомпании «Дальавиа», тоже попавшая под сокращение. Через сутки таким же образом покончила с собой ее 51-летняя мать.
14 января в Москве застрелился владелец СОБИ (одного из крупнейших российских концернов по продаже авиа- и железнодорожных билетов) Владимир Зубков. Бизнесмен выстрелил в себя из карабина прямо возле своего дома в центре столицы.
В Нижнем Новгороде в начале года повесился совладелец сети бутиков 56-летний Сергей Поляков. Перед смертью бизнесмен написал письмо, в котором попросил прощения у близких — двоих сыновей, мамы и жены. В записке говорилось: «Простите меня, близкие. В настоящий момент отдать кредиты нет возможности. Прощайте».
24 декабря прошлого года в той же столице Приволжья покончил с собой исполняющий обязанности директора по персоналу ОАО «ГАЗ» Анатолий Емелин. На следующий день после своего дня рождения управленец повесился в заводском туалете. Согласно неофициальной информации, ему предстояло утвердить список кандидатов на сокращение, но он сделал иной выбор.
В ноябре 2008 года в Санкт-Петербурге в своей квартире покончил с собой 39-летний генеральный директор ЗАО «Генезис». Его компания занималась фармацевтическими товарами, а этот сектор рынка довольно сильно пострадал из-за кризиса. Жена предпринимателя обнаружила его с пулевым ранением в голову — он выстрелил в себя из охотничьего ружья.
В октябре 2008 года покончил жизнь самоубийством крупный екатеринбургский предприниматель Александр Доронин. Финансовый кризис сильно ударил по коммерсанту, который был связан долговыми обязательствами. 37-летний бизнесмен повесился в собственной квартире.
Комментарии