А Б В Шрифт

Дедовщина

Татьяна Значкова,

председатель Комитета солдатских матерей

Офицеры мечтают о бегстве в Грузию

Наша армия все больше и больше напоминает тюремную зону
Офицеры мечтают о бегстве в Грузию 4 июля 2009

В воинской части на территории Южной Осетии, откуда 2 июля дезертировал рядовой Дмитрий Артемьев, перешедший в Грузию, начата прокурорская проверка. Против Артемьева возбуждено уголовное дело по статье «дезертирство с оружием». 

Впрочем, подозреваемый может быть освобожден от уголовной ответственности, если его бегство стало следствием дедовщины. Проверяющим офицерам поручено выяснить причины дезертирства Артемьева. Сам рядовой объяснил свой поступок тем, что подвергался издевательствам со стороны сослуживцев. Напомним, 18-летний солдат покинул часть, расположенную в районе населенного пункта Переви Джавского района Республики Южная Осетия, прихватив с собой автомат Калашникова и 180 патронов.

То, что дедовщина в Российской армии приобрела массовый характер, на этой неделе признало и Министерство обороны. Более того, официальные лица военного ведомства выразили обеспокоенность фактами насильственных действий офицеров в отношении своих подчиненных. По неофициальным данным (официальные данные военачальники не разглашают), в прошлом году от преступных действий офицеров пострадало более тысячи военнослужащих, каждый третий случай произошел в войсках Дальневосточного и Северокавказского военных округов. В этих округах зафиксировано 370 случаев насилия, в которых погибло 38 военнослужащих.

До сегодняшнего дня борьба с дедовщиной в Российской армии носила вялотекущий характер. Однако второе с начала этого года дезертирство российских солдат в Грузию (26 января младший сержант Александр Глухов самовольно покинул войсковую часть в Цхинвале и перебрался в Тбилиси) нанесли по престижу нашей армии весьма серьезный удар. Именно поэтому военное ведомство объявило о готовности ввести невиданные доселе меры по борьбе с дедовщиной.

В первую очередь речь идет о создании так называемых офицерских «судов чести». Для этого руководство Минобороны готово пойти даже на внесение изменений в устав внутренней службы об обязанности командиров разбирать все поступки подчиненных на собраниях офицеров, прапорщиков, сержантов или солдат с приобщением выписок из протоколов к личным делам нарушителей. Кроме того, наказанные за дедовщину не смогут продвигаться по службе, планируется изменение порядка присвоения очередных воинских званий и назначения на высшие воинские должности. Эти изменения исключат возможность новых назначений в отношении военнослужащих, ранее привлеченных к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Но самым радикальным и, пожалуй, самым перспективным и современным решением в борьбе с дедовщиной в армии стало намерение Минобороны ввести повсеместную систему видеонаблюдения в казармах. По статистике, именно в кубриках и бытовках совершается наибольшее количество издевательств над солдатами.

Комментирует Татьяна Значкова, председатель Комитета солдатских матерей

Очень хочется верить, что видеонаблюдение в казармах поможет если не избавиться от дедовщины, то хотя бы сделать ее менее жестокой. Может, они теперь будут драться с оглядкой. Но кто будет это контролировать, кто за этим будет следить, кто будет отсматривать эти пленки, а не прятать как страшные улики? Ведь сегодня пострадавших солдатиков заставляют писать якобы признания: сам упал, сам ударился…

Большинство процессов разваливается именно из-за отсутствия доказательной базы. Видеопленка стала бы лучшим доказательством фактов дедовщины, а возможно, и хорошим способом борьбы с неуставными отношениями. К сожалению, пока лучшим средством спасти своих сыновей является дежурство родителей на проходной или КПП части. Только зная, что за воротами части дежурят родители, к новобранцам будут относиться бережней.

Случай дезертирства в Грузию вовсе не второй в этом году, это второй случай, о котором говорят. На самом деле даже офицеры, которые служат в Южной Осетии, подумывают о переходе на грузинскую сторону. Потому что они находятся в таких ужасных условиях, что и предположить трудно: жить негде, кормят плохо, полная антисанитария, жалования не дают, а если и дают, то с огромным опозданием…

Словом, я не исключаю, что в ближайшее время случаи бегства в Грузию могут получить массовый характер. И что самое печальное, среди дезертиров могут оказаться офицеры.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.