На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

23 декабря 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Произвол

Анита СОБОЛЕВА,

адвокат

СПИСОК НЕБЛАГОНАДЕЖНЫХ

В последнее время возникла новая форма массовых нарушений прав человека — незаконные административные задержания
СПИСОК НЕБЛАГОНАДЕЖНЫХ 30 июля 2009

Людей останавливают на улице и в метро, снимают с поездов, задерживают на несколько часов без объяснения причин — и все это на основании негласных списков о постановке на «сторожевой контроль».

Нарушение прав человека сотрудниками правоохранительных органов сильнее всего подрывает авторитет России в глазах собственных граждан и мирового сообщества. Сейчас у правозащитных организаций очень много работы по жалобам, связанным с незаконными административными задержаниями, нарушением свободы слова и свободы мирных манифестаций. Участников даже согласованных с властями митингов, пикетов, шествий, не говоря уже о тех публичных акциях, на которые не удалось получить «санкции», массово задерживают сотрудники ОМОНа, препровождают в ближайшее отделение милиции и содержат там без объяснения причин, иногда всю ночь. При этом такие задержания никак не документируются — протоколы либо вообще не составляются, либо составляются неправильно и не передаются в дальнейшем мировому судье. Хотя по Кодексу об административных правонарушениях милиция обязана в течение трех суток направить протокол в суд, а судья в соответствии со статьей 29.6 в течение 15 дней рассмотреть переданное ему дело об административном правонарушении. 

Политических активистов, членов молодежных группировок и участников ряда общественных движений останавливают особенно часто — для «профилактических бесед», «проверки документов», «выяснения обстоятельств». Оказалось, что столь пристальное внимание к ним объясняется тем, что они попали в списки лиц, поставленных на «сторожевой контроль» в рамках закона об оперативно-разыскной деятельности или по закону о противодействии экстремистской деятельности. Считается, что туда включены лица, к которым нужно присматриваться, которые, по мнению правоохранительных органов, склонны к совершению антиобщественных поступков. То есть те, кто может совершить в будущем какие-то экстремистские действия, хотя пока не совершал и ни к какой ответственности не привлекался. При такой размытой формулировке оснований для внесения в «сторожевые списки» туда потенциально может попасть любой человек. Те, кто уже поставлен на контроль, были, как правило, участниками «маршей несогласных» или других нашумевших публичных акций. При этом сами мероприятия не были связаны с нарушением общественного порядка или причинением какого-либо беспокойства гражданам. 

Не знаю как насчет экстремистов и террористов —  их интересы я никогда не представляла, но включение в эти списки участников мирных публичных акций, членов политической оппозиции, молодых активистов различных молодежных движений вызывает вопросы у правозащитников. Поставленных на сторожевой контроль лиц снимают с поездов, у них проверяют документы, им не дают возможности проехать к местам проведения массовых публичных акций. Обычно правоохранительные органы не утруждают себя объяснениями. Задержанных, как правило, вызывают на профилактическую беседу, за которой ничего не следует. Но эта досадная процедура приводит к тому, что они пропускают свой поезд или самолет и не попадают вовремя туда, куда им нужно.

Как правило, такие «профилактические мероприятия» проводятся, когда организуются какие-то массовые митинги или акции, для того чтобы воспрепятствовать появлению там людей из других городов, либо когда проводятся встречи между лидерами стран. В этих случаях правоохранительные органы производят превентивные задержания. Так, например, был задержан в аэропорту политический активист Пономарев — прямо перед вылетом. С ним «беседовали» до тех пор, пока посадка на рейс не закончилась. Лишь после этого его спокойно отпустили, извинившись за «ошибку». 

Поскольку такое задержание никак не документируется, доказать его очень сложно, но даже несмотря на это, в последнее время такие случаи стали все чаще обжаловаться. Например, Шимоволос из Нижнего Новгорода попытался обжаловать в суде свое включение в этот список. Но в судебном решении ему разъяснили, что, оказывается, это абсолютно законно и внесение в список происходит в рамках профилактики экстремистской деятельности. А вот причины для включения в этот список конкретного лица, оказывается, нам никто объяснять не обязан, так как это великая государственная тайна.

В большинстве же случаев люди даже не знают, что находятся в этих списках. Роман Доброхотов, например, узнал об этом случайно, когда в очередной раз был снят с поезда. Органы милиции провели с ним профилактическую беседу и заявили, что это совершенно законная практика, потому что они обязаны предотвращать экстремизм. В действительности же это не основано на Конституции. Это порочная практика, которая является следствием произвола властей и не должна иметь места в правовом государстве, каковым провозглашает себя Россия. 

Такие списки — прямое нарушение конституционных прав и свобод человека. Проигранные судебные решения по включению в этот список, я уверена, будут оспариваться далее в Европейском суде по правам человека. Тема о существовании таких списков поднималась и в Брюсселе, где в рамках консультации ЕС—Россия встречались представители Европейской комиссии с представителями российских некоммерческих организаций. 

Но проблема на самом деле гораздо шире, потому что незаконные административные задержания применяются не только по отношению к тем, кто находится в списках. Конституционный суд недавно принял решение, что задержанные незаконно на срок от 48 часов могут рассчитывать на компенсацию морального вреда. Но ведь и три часа провести в отделении милиции без достаточных причин — очень неприятно. Каждый раз судиться — большое бремя и для неправомерно задержанных, и для нашей судебной системы, которая перегружена делами и без этих возникших на пустом месте дел. При этом чаще всего суды занимают позицию милиции и отказывают в возмещении морального вреда тем, кто без всякого документирования провел в отделении много часов. 

Не так давно к нам обратились люди, которых тоже незаконно продержали в отделении милиции. Туда их привезли прямо с собрания жильцов дома, где они протестовали против застройки на месте парка. Мужчины и женщины провели вместе в одной комнате всю ночь без еды и питья. Протоколы об административном правонарушении были составлены с грубейшими нарушениями, и мировой судья отказался рассматривать дело. Сотрудники милиции не стали исправлять недочеты в протоколах, а просто покинули здание суда. Потерпевшие обжаловали в суд незаконное задержание и условия содержания в отделении, но суд первой инстанции вынес решение не в их пользу. Смысл решения был такой: «А нечего было собираться без санкции местных органов власти». Заметьте, речь идет не о политическом митинге, а всего лишь о собрании жильцов, для которого в отличие от митинга даже уведомления и согласования не требуется. Будем надеяться, что кассационная инстанция поддержит потерпевших и нам не придется обращаться за правдой в Европейский суд по правам человека. 

Таких случаев очень много в нашей стране. Но обычно эти дела не обжалуются — из-за страха, безынициативности, а порой и просто из-за правового невежества наших граждан. Да и людей можно понять: их продержали в неизвестности всю ночь, они напуганы, готовы на все, лишь бы их отпустили. Выбравшись из заключения, им хочется поскорее забыть все как страшный сон. А найти адвоката, который будет бегать и оспаривать это, в общем-то, простое дело в суде — себе дороже. И еще не известно, чем оно может закончиться. 

Уверена, что сейчас нужно вытаскивать эту проблему на свет и во весь голос заявлять и о проблеме негласных «сторожевых листов», и о проблеме незаконных административных задержаний в целом. Необходимо добиваться четкого соблюдения законодательства. Иначе мы никогда не сможем построить правовое государство и открытое демократическое общество, стать образцом для подражания для других держав и лидером на мировой арене.

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости