Доллар = 76,42
Евро = 82,71
О взаимоотношениях бизнеса и власти
ЛГ: Здравствуйте. Начнем мы, как и положено, с президента. 5 августа Дмитрий Медведев приехал в один из древнейших городов Руси — Звенигород, где он провел совещание по развитию малого и среднего бизнеса. Для начала президент отправился на хлебокомбинат, где ему показали свежевыпеченный хлеб и даже предложили попробовать яблочного джема. Но ложки не нашлось, к сожалению.
ПШ: Не всегда бывает для президента ложка.
ЛГ: Потом началось. Первыми «получили» надзорные органы. Как пишет газета «Комсомольская правда», предельная норма длительности проверок для «малышей» — в смысле для малого бизнеса — по закону составляет 50 часов в год. Жаждущие наживы контролеры объясняют, что это касается каждой проверки по отдельности, а таких насчитывается более сорока. Итого получается 2000 часов. То есть 2,5 месяца мытарств. «Это просто профанация — закричал президент, — издевательство над сутью закона». Медведев негодовал: «Надо, чтобы наши решения не превратились в пыль».
ПШ: Интересно, а ложку он теперь будет с собой таскать в поездках? На самом деле все это говорит о том, что Медведев вслед за премьер-министром перешел на ручное управление.
ЛГ: А с другой стороны, как он узнает о бедах малого бизнеса, не пообщавшись с ним?
ПШ: Точно так же, как и все остальные руководители: они окружают себя осведомленными людьми, которым доверяют. Разве я не прав, Виталий?
ВД: Я не знаю, кто здесь из вас прав. Прав, как всегда, Медведев, который всех пристыдил и застыдил. Но я не вижу толку от такого рода заявлений. Мы помним, весной прошлого года Медведев так же кричал: мол, хватит кошмарить бизнес. И тоже давал распоряжения, и тоже все кивали головой. И мы видим, что от посещения Звенигорода ничего не изменилось.
А ручное управление у нас везде: и в малом бизнесе, и в среднем, и в крупном. Не работают российские рыночные механизмы на автомате, на включенной кнопке. Поэтому все действует в ручном управлении, которое совершенно не эффективно. Медведев еще кричал по поводу цифр — сколько нужно денег, чтобы открыть бизнес.
ЛГ: Он говорит: «600 тысяч — это же безобразие! 60! И через неделю чтоб правительство мне доложило…»
ВД: Мы перед началом записи обсуждали уже этот вопрос. «60» — чего?
ЛГ: Наверное, тысяч рублей.
ВД: 60 тысяч — это тоже много. Чтобы открыть малый и средний бизнес, нужно иметь в кармане 25 рублей. Если мы возьмем страны с развитой рыночной экономикой, то нигде таких цифр нет. 60 тысяч рублей — это 2 тысячи долларов США. Это много. Человек, который хочет открыть малый бизнес, должен бесплатно (или за копейки) его зарегистрировать и дальше работать.
Свои крики о проверках Медведев мог провести как по статье в защиту малого бизнеса, так и по статье о борьбе с коррупцией. Посмотрим, что через неделю доложит правительство. Хотя я не уверен, что доложит. Наше правительство во главе с Владимиром Владимировичем Путиным достаточно независимо от президента. А с другой стороны, может быть, и доложат.
Но я не сомневаюсь, что пройдет еще полгода, 8 или 10 месяцев, Медведев посетит очередное малое предприятие — например, по ремонту обуви — и вновь будет кричать: «Хватит кошмарить бизнес». Точно такие же фразы звучали в 90-е годы. Другими словами, естественно. «Хватит кошмарить бизнес», — время от времени говорил Путин, будучи президентом. «Хватит кошмарить бизнес», — теперь говорит Медведев.
ПШ: В общем, не должен он никуда ездить? Пусть лучше сидит в Кремле?
ВД: Пусть ездит, если бы только от этого был толк.
ЛГ: А если будет толк?
ВД: Тогда скажем спасибо. Но на ручном управлении толка не может быть. На ручном управлении может быть сиюминутный эффект. Долгосрочного эффекта быть не может по определению. Так вопросы не решаются. Для того чтобы вопросы решались, нужны законы и их соблюдение. Пока у нас не соблюдаются законы, не работают суды, то все остается на уровне пиара.
У нас вообще политика превращается в пиар. Когда Путин ходит по магазинам и говорит о высоких ценах на мясо, то я не сомневаюсь, что сама по себе цена на мясо его не озадачивает. Ему нужно продемонстрировать свою заботу о народе. Это тоже пиар.
Здесь есть еще одна подспудная история. Она заключена во фразе Медведева «дам поручение правительству». Медведев все-таки пытается утвердиться в качестве главы государства, который дает распоряжение правительству. Кто стоит во главе правительства, нам известно. Выполнит он распоряжение президента или нет — посмотрим. Но, мне кажется, все здесь сказано на публику: мол, он президент и дает поручение правительству.
В 90-е годы, как бы тяжело тогда ни было, была попытка выстроить отношения с малым и средним бизнесом. Было Министерство по делам малого и среднего бизнеса, которое возглавляла Ирина Хакамада. И дело не в том, что его возглавляла Хакамада. Дело в том, что некую подобную структуру по делам малого и среднего бизнеса сегодня следовало бы создать.
Есть еще один выход из положения, но это скорее из области анекдота. Поскольку все основные партнеры и компаньоны власти находятся в крупном бизнесе, может, их перевести в мелкий и средний? Если начальника какой-нибудь госкорпорации поставить на ремонт обуви, то, наверное, он будет получать господдержку и моральную поддержку...
Комментарии