Александр Лукашенко, выступая на заседании, посвященном борьбе с преступностью, заявил о необходимости реформирования существующей в стране системы утверждения меры пресечения обвиняемым. Предполагается, что принимать решение, сажать гражданина в тюрьму или нет, будет не только прокуратура, призванная осуществлять контроль над следствием, но и сами представители следственных структур — МВД и КГБ.
По мнению президента Белоруссии, это позволит сделать работу следователей более оперативной, приведет к пресечению преступлений и облегчит привлечение виновных к ответственности.
Соответствующие поправки в законодательство должны быть подготовлены к началу следующего года.
Комментирует Леонид Головко, доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ
Решение об аресте может принимать только суд, а никак не руководство КГБ или МВД.
У нас запрос на арест того или иного гражданина подается милицейскими следователями в Следственный комитет при прокуратуре, который уже ходатайствует об аресте в суде. Таким образом, существуют два своеобразных фильтра, двойной контроль обоснованности подобного запроса. Это не наша выдумка, это императив, признанный во всем мире. В Белоруссии же хотят обойтись вообще без какого-либо контроля за обоснованностью решения об аресте.
Возможно, у этой реформы есть внутренняя политическая логика, далекая от правовых стандартов — например, реакция на какие-то действия оппозиции, страх «цветной» революции, приближающиеся выборы. Но подобное закручивание гаек напоминает не лучшие времена нашей совместной истории — 30-е годы в СССР. Второй вариант — элементарная некомпетентность: не зная, как реально бороться с преступностью, власти начинают принимать популистские меры, которые не могут привести ни к чему позитивному. Просто не понимают, за что хвататься.
В любом случае подобные решения еще больше отдаляют Белоруссию от России, и перспективы Союзного государства становятся еще более призрачными.
Комментарии