Весной на военную службу было призвано около трехсот тысяч человек — тогда из рядов Вооруженных сил увольнялись срочники, прослужившие по году и полтора. Чтобы заполнить образовавшиеся бреши в кадровом составе армии и флота, военкоматы были вынуждены работать в авральном порядке. В результате неразберихи среди новобранцев тогда оказались как откровенно больные люди, так и ребята, которые по состоянию здоровья имели право на отсрочку.
Весна прибавила военным чиновникам опыта, и к осеннему призыву они начали готовиться еще летом. Медкомиссии проводились за месяц—полтора до 1 октября, чтобы заранее успеть отсеять всех больных и ограниченно годных.
Между тем количество уклонистов растет. Весной 2009 года по сравнению с осенью прошлого года их стало больше на три тысячи человек. Есть и те, кто не хочет проходить даже альтернативную гражданскую службу — приходится признать, что она так и не получила широкого распространения. В этот призыв разрешение получили меньше трехсот призывников. Часто молодые люди, принявшие решение о прохождении альтернативной службы, в последний момент меняют свои планы и идут служить в Вооруженные силы или, того хуже, ударяются в бега.
Комментирует Татьяна Значкова, председатель Комитета солдатских матерей
С альтернативной службой действительно есть проблемы. Военные комиссии утверждают не всех желающих ее пройти, а сами призывники, изъявившие подобное желание, на определенном этапе узнают, что служить им предстоит необязательно рядом с домом — могут направить очень далеко. И решают все-таки пойти в армию, как все.
На количество уклонистов как среди альтернативщиков, так и среди обычных призывников не влияют какие-то экономические или политические условия. Поэтому нельзя сказать, что уклонистов стало больше, потому что грянул кризис, — люди бегут по тем же причинам, что и раньше. Дедовщина осталась, несмотря на то что теперь молодые люди служат по 12 месяцев. Солдаты, которые прослужили полгода, уже считают себя стариками и глумятся над новобранцами. Масштабы, конечно, не те, что были при двухлетней службе, но случаев много.
И проблемы комплектования Вооруженных сил после перевода на годичный цикл службы призывников остались те же. Последние инициативы по полной замене военных должностей в военкоматах на гражданские погоду не изменят: если призывник готов дать взятку, всегда найдутся и те, кто готов эту взятку получить. Не имеет значения, что носит ответственное лицо: военный китель или гражданский пиджак. Попытки откупиться останутся до тех пор, пока армия будет пугать как самих призывников, так и их родителей.
Комментарии