В среду из Норвегии пришло сообщение о необычном «природном» явлении — в небе был замечен святящийся шар. Фотографии обошли все информагентства мира. Но почти сразу стало понятно, что «природное» явление — очередное испытание новой российской баллистической ракеты морского базирования «Булава», которое, судя по всему, вновь закончилось неудачно.
Наши власти не спешили признавать не только провал очередного запуска, но и сам факт проведения испытаний. Информация просочилась в СМИ через неофициальные источники в Минобороны.
Это уже двенадцатое по счету испытание новой ракеты. Успешными были признаны всего два пуска и еще три — частично успешными. Причем каждый раз причины неудач были совершенно разными, что говорит о большом количестве недоработок и трудности их устранения.
Новая ракета должна стать основой ядерного вооружения атомных российских субмарин проекта «Борей». Предполагается, что в 2015 году в состав ВМФ России будет входить восемь подводных лодок этого проекта. Но если недоработки новой ракеты не будут устранены, все восемь субмарин останутся, по сути, безоружными.
Комментирует Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор РВСН в запасе
Наши главные конструкторы пока еще способны разрабатывать такие сложные системы, как «Булава». Но наш оборонно-промышленный комплекс, к сожалению, производить такой продукт уже не способен. Дело в системной проблеме.
Оборонно-промышленным комплексом страны должно управлять Министерство обороны, которое должно было перейти от госзаказов советских времен на федеральную контрактную систему еще в 1992 году. Но порядок не изменился до сих пор. Система контроля над ОПК, сложившаяся к сегодняшнему дню, обладает устойчивостью и способностью к самосохранению, потому что в ней установились коррупционные ручейки и откатные схемы, которые выгодны многим чиновникам. Эта порочная система просто не может позволить «родить» новую качественную технику. Поэтому пока идет производство разработок, которые были завершены в основном еще в советские времена.
В настоящее время на качестве вооружений начинают сказываться отсутствие войскового этапа эксплуатации новой техники. На этом этапе выявляются все недоработки, которые есть всегда — это неизбежно. После него идет доработка техники, и в результате получается продукция высокого качества, которую можно отправлять даже на экспорт. У нас этот этап отсутствует, поэтому поступают сообщения о возврате самолетов Алжиром, претензий со стороны Индии.
К сожалению, если существующее положение сохранится в будущем, мы можем лишиться и конструкторов. Сегодня молодой человек, заканчивающий вуз, обладает широким спектром возможностей. Если он попадает на производство или разработки, связанные с секретами, он становится невыездным. И это никак не компенсируется материально. Таким образом, системная проблема связана и с кадровым составом.
В любом случае, непрофессионализм конструкторов «Булавы» здесь ни при чем.
Комментарии