Мы не сдадим Общественную палату
Две недели назад, даже чуть больше, мы провели собрание независимых общественных организаций Сибирского региона, на которое приезжали представители общественных палат из Кирова и Челябинска. Они приехали к нам учиться. Им очень понравилась возможность публично и профессионально анализировать то, что происходит в обществе, и предлагать свои решения. И не то чтобы предлагать, но и реализовывать. Это важно.
На этом собрании общественников было принято решение не сдавать Общественную палату как форму, избираемую самими гражданскими институтами. То есть сейчас идет реальное противостояние между той Общественной палатой, которая существует, тому закону, который предлагает сделать палату назначаемой.
А пока это статьи в прессе, пока это аргументы в пользу того, чтобы палата была избираемая. Пока это попытки повлиять на депутатов не принимать этот закон. Но сессия будет в декабре, уже в ближайшее время, и неизвестно, что будет происходить.
И было бы неплохо, если бы Общественная палата при президенте, которая не боится критики, смогла бы оказать влияние на региональные власти, для того чтобы хотя бы не ухудшали позицию.
Они предлагают увеличить количество членов палаты — пожалуйста. Хочет губернатор иметь своих представителей — пожалуйста. Но мы полагаем, что две трети Общественной палаты должны избирать сами общественники. Если это сохранится, мы не будем возражать против того, чтобы губернатор предложил туда тех людей, которых он считает достойными.
Елена Лукьянова, член Общественной палаты РФ
Если федеральный законодатель установил основные правила порядка организации деятельности органов представительной и исполнительной власти, то в этих пределах субъекты Федерации имеют право делать так, как считают нужным. Но, подчеркиваю, только в пределах этих рамок.
Что же касается региональных Общественных палат, то в данном случае никаких федеральных установлений нет. Поэтому довод губернатора о том, что он хочет привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, абсолютно несостоятелен. Это называется «мартышкино копирование».
Создание региональных Общественных палат никем не предусмотрено. Как мы помним, Общественная палата РФ стала своего рода компромиссом в тот момент, когда общественным объединениям запретили участвовать в выборах. Кстати, во многом именно поэтому к федеральной Общественной палате у населения столь негативное отношение. С одной стороны, общественным организациям отказали в праве участвовать в выборах, с другой — им «кинули кость» в виде Общественной палаты. Мол, вот вам — реализуйте какие-то свои проекты и инициативы.
Понятно, что эта замена была неадекватной, потому что Общественная палата не получила права законодательной инициативы в Государственной думе. Если бы с ее введением были внесены изменения в 104-ю статью Конституции и признали бы право федеральной Общественной палаты на законодательную инициативу, тогда другое дело. Однако этого не произошло.
Конечно, формирование Общественной палаты должно осуществляться самим обществом — это наиболее оптимальный способ ее формирования. Сегодняшний порядок не самый демократичный. Так сложилось: 42 человека назначает президент, затем эти люди избирают второй пул — еще 42 человека, и в конце все они вместе избирают третий пул. При таком раскладе роль административного ресурса достаточно велика. Но от субъектов Федерации никто не требует соблюдения этого порядка.
В современной России происходит подъем гражданского общества. По двум причинам: первое — кризис, второе — неэффективность государства. Неэффективность власти проявляется во всем, куда ни ткнешь, — всюду беды и проблемы. Там не работает, тут не регулируется, здесь взрывается. Менты убивают граждан, пьяных гаишников не судят, зима из года в год становится настоящим ЧП.
Именно поэтому в настоящий момент как никогда важны Общественные палаты. И очень хорошо, что они стали появляться в регионах. Учитывая, что в России практически никто не имеет права контролировать исполнительную власть, что в стране фактически не осталось независимых СМИ (в регионах свободная пресса практически полностью уничтожена, поскольку она очень сильно зависит от местной администрации), деятельность Общественных палат приобретает особое значение.
Губернаторы привыкли быть царьками на местах, привыкли творить все, что им вздумается. Любое сопротивление, тем более официально оформленное в такой орган, как Общественная палата, с которой после слов президента нельзя не считаться, для них опасно.
Недовольные законодательной инициативой губернатора алтайцы, на мой взгляд, совершенно правы. Действительно, местная Общественная палата станет фактически назначаемой. Как это будет выглядеть на практике: губернатор предложит 15 человек «своих», после чего эти люди будут проинструктированы, за кого им следует проголосовать на выборах следующего пула. Таким образом, руководство Алтайского края получит в Общественной палате большинство, необходимое для принятия всех решений. В итоге этот орган фактически станет фиктивным, превратится в очередную «потемкинскую деревню» демократии.
Власти не понимают, что ничем не обоснованное закручивание гаек ей самой невыгодно. Наоборот, ей гораздо полезнее иметь самостоятельную, независимую, громко кричащую Общественную палату. В условиях кризиса, в состоянии той горячей войны, в котором находятся общество и государство, нашим гражданам просто необходимо как-то и где-то «выпускать пар».
Поэтому действия алтайского губернатора я считаю недальновидной глупостью. Нельзя до бесконечности, до полного беспредела ужесточать контроль над обществом. Рано или поздно народ даст государству сдачи. Говоря простым русским языком — власть получит по морде.
Комментарии