Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Системы организации спорта
Что было в мировом спорте к концу существования Советского Союза? Имелось две системы организации спорта.
Одна система организации спорта — советская, коммунистическая. Это государственное финансирование на всех уровнях спорта, со всех сторон. Эта система себя окупила. Мы достойно вели себя на чемпионатах мира, особенно на олимпиадах. То, что спорт — это политика, безусловно, потому что сводки с олимпиад о каждом дне, о количестве завоеванных медалей и успехах наших спортсменов были подобны в какой-то степени, наверное, сводкам о потерях гитлеровцев и наших войск и захваченных городах в 1941—1945 годах. Мне так говорили люди, которым за свою жизнь удалось посмотреть и то, и другое.
Итак, была социалистическая система спорта. Которая, надо сказать, сегодня есть в Китае. И она дает Китаю колоссальное количество медалей. То есть эта система не опорочена. Я не говорю, что она безупречна. Она не опорочена.
А вторая система сложилась на Западе. Запад вдруг увидел, что спорт дает огромные барыши. Что спорт — индустрия. Что спортивная отрасль может дать стране доход больший, чем, допустим, добыча угля или кораблестроение. Поэтому, когда сегодня полторы тысячи бразильцев играют в зарубежных клубах, надо понять, что это колоссальный доход и для их страны. Я уж не говорю о том, что богатеют семьи футболистов. Вкладывают эти деньги потом в Бразилию непосредственно. Но на эту тему можно долго говорить.
Запад пошел в спорт. И западная система спорта для дилетантов просто западная. Специалисты различают в этой системе американский и европейский варианты. Американский вариант — чисто коммерческий. Полная самоокупаемость. Существуют баскетбольная американская лига или хоккейная, где клубы должны выйти с определенной суммой денег, которую они затрачивают, и с определенным доходом. Потому что доход будет разделен на федерацию и на зарплату спортсменам.
Причем в организации баскетбола и хоккея много элементов, которые меня удивили. В нашем общественном сознании забита мысль, что уравниловка — нечто ужасное, безобразное. Что это марксизм, что надо ее избегать. Но, например, в американских баскетбольных клубах (их 30) существует такое правило, когда каждый клуб может потратить на зарплату игроков 63 млн долларов в совокупности. И это помогает им иметь одну-две звезды, которым платят в год по десять миллионов, и еще 10—12 средненьких игроков. И это позволяет, в свою очередь, создавать равные клубы. Это как «Оклахома» или «Мемфис» выходят на матч со знаменитыми «Лос-Анджелесом» или «Бостоном», и идет совершенно равная, интересная борьба. Потому что и там и там есть звезды. Нет расслоения. И американцы это понимают. Для них главное — создать зрелище и продать этот продукт. Федерации они никакие не признают. Только объединение клубов. Над ними не может стоять какая-то федерация.
В Европе по-другому. Европейские кубки по футболу, баскетболу — сплошная борьба богатых клубов. Они также хотят создать свое объединение, но на пути федераций, которые пока еще в силе: руководят, создают правила, устанавливают порядок переходов игроков, получают свои доходы.
В последние годы мы наблюдаем усиление схватки между этими двумя структурными видами — федерациями и клубами. Драки идут мощные, вплоть до того, например, что есть Кубок баскетбольной Евролиги (организаторы — клубы) и Кубок Европы (федерации). ЦСКА и «Химки» играют в Евролиге, а другие представители России — в Кубке Европы.
Обвал социалистического лагеря повлек за собой тектонический взрыв в спорте. Потому что социалистическая система спорта была выстроена не только в СССР, но во всей Восточной Европе и на Кубе. Мы все помним, каких феноменальных успехов добивались кубинские боксеры или легкоатлеты из ГДР. Эта система была уничтожена в 90-е годы. Но в Китае и на Кубе она осталась. Причем в Китае процветает.
про госчиновников он сказал вне бумажки.
это было лирическое отступление.
При чём здесь Путин?