А Б В Шрифт

Дискуссия

Александр КРУТОВ,

президент Международного фонда славянской письменности и культуры

ДОМ НА ПЕСКЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО РАЗРУШИТСЯ

Любая форма государственного правления, кроме монархии, заведет нас в тупик. А как считаете вы?
ДОМ НА ПЕСКЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО РАЗРУШИТСЯ 18 марта 2010
Капиталистическое общество, которое строится в современной России, в своем развитии преследует только одну цель — получение прибыли. В ее достижении выживают только те, кто, как принято сегодня говорить, наиболее конкурентоспособен — самые сильные, быстрые, наглые, бессовестные и беспринципные. При этом ум, доброта и милосердие отодвигаются на второй план как факторы, создающие неудобства в осуществлении принципа «Что не запрещено, то разрешено». Этот путь не имеет будущего, потому что не заинтересован в любви человека к человеку. Свернуть с него можно только одним способом — обратившись лицом к Богу.

 

Александр Крутов (ч. 1)

Александр Крутов (ч. 1)

Павел Шипилин: Вы известны своими монархическими убеждениями. Частенько это вызывает у кого-то вопрос, а у кого-то отторжение или недоумение. Скажите, пожалуйста, в чем суть монархизма в вашем понимании?

Александр Крутов: Давайте посмотрим: на протяжении тысячелетий нашей истории на исторической территории России было несколько форм государства. Были княжества, были царства, была республика, была диктатура пролетариата.

Сейчас у нас республика. Президентская республика. То есть меняются формы государственного устройства, а территории, земля остается. Родина, Отечество — оно у нас остается. Меняются только формы государственные.

Из всех этих форм, которые существуют сегодня, на мой взгляд, самая лучшая — монархическая. Почему монархия? Потому что человек как бы отдает себе отчет в том, что он сознательно, духовно отдает себя под управление человека, который наделен божественной властью, который становится помазанником божиим. Его власть на земле устанавливается Богом. И вот это делегирование власти Божией на земле монарху принимается народом, который живет на этой земле.

Потому что все остальные государственные устройства — будь то республика или диктатура — они всегда выборные. Их выбирает народ. Народ выбирает сегодня одного, завтра выбирает другого, послезавтра третьего. Здесь же и государь, монарх, и народ — они единое целое.

Вот такая иерархическая ступенька: человек, монарх и Бог. Вот это триединство заключает в себе, на мой взгляд, наилучшую форму государственного правления.

ПШ: Но для этого не только народ должен быть подготовлен к монарху, но и монарх должен быть подготовлен к этой роли и к этой ответственности. Вы видите каких-то людей, каких-то персон, которые бы соответствовали этим ожиданиям?

АК: На сегодняшний день, к сожалению, народ не соответствует вот этой монархической форме правления и, на мой взгляд, нет таких личностей, которые бы сегодня могли взять на себя эту огромную, величайшую ответственность — быть монархом на Русской земле.

Почему? Да потому что сегодня большинство из нас очень далеко от Бога. А если эта цепочка прервана, если нет этой связи триединства, то о каком монархическом устройстве можно говорить?

Мы видим, что на наших глазах происходит возвращение народа к Богу. А когда большинство народа вернется к Богу и поймет, что все-таки жизнь человеческая — прежде всего жизнь во спасение своей души, то есть во имя Бога, Отца нашего, то тогда он сам уже не то чтобы произвольно, а естественно установит монархию. И тогда появится монарх. И человек, личность, которая будет достойна этого высокого звания.

ПШ: Мне как-то попадалась в одной из работ Андрея Кураева статистика. С одной стороны, он приводит статистику православных в России. С другой стороны, он призывает нас посмотреть на это повнимательнее. И особо не обольщаться на этот счет. Количество причащающихся осталось на том же уровне, что было в 70—80-х годах. Эта тенденция вызывает тревогу. Вызывает мысли о том, что православие становится модным и не более того. Как по-вашему? У вас какие-то, может быть, другие ощущения?

АК: Вы знаете, я могу сказать — я главный редактор журнала «Русский дом». Это такой светско-духовный журнал. Вы знаете, 30 тысяч подписчиков. И более ста тысяч читают этот журнал. И в каждом журнале мы печатаем такие маленькие объявления бесплатно: «Не оскудеет рука дающего». Это просьбы из приходов деревенских, маленьких городов. Там, где люди хотят построить храм. Маленькое объявление: «Просим. Нам нужно построить храм». Или отреставрировать храм. Как вы думаете, сколько приходит этим людям денег?

ПШ: Мало.

АК: Вы знаете, а вот смотря как. От 50 до 100 тысяч рублей.

ПШ: Ничего себе.

АК: Вот, например, два раза сжигали храм. Построили на эти деньги. Построили целый храм. Вот видите, какой красивый. Храм построили на пожертвования людей со всей России.

ПШ: Это где?

АК: Надо посмотреть. Это Московская область, Можайский район, поселок Уваровка. На пожертвования читателей «Русского дома» построили такой храм. Я могу привести таких примеров сотни. Храмы строятся в колониях, строятся на территории тюрем. В городах маленьких, селах. Это говорит о том, что в человеке все равно заложена генетически черта сострадания, соучастия, а это самое главное в православном человеке.

То есть русский человек готов к православной вере. Сегодня много храмов открывается. Монастырей, храмов. И если посмотреть по Сретенскому монастырю, в который я хожу, я вижу сейчас, когда читается канон Андрея Критского, то большинство — это молодежь.

Понимаете, человек, может, не причащается, может быть, не все воцерковлены до конца, но в человеке есть тяга. Тяга к тому, что заложено в нем Богом. Это сострадание, соучастие. Поэтому человек, русский человек, он расположен к этому. И я уверен, что сегодня, может быть, и воцерковлено меньше, чем хотелось бы. Но это известно Богу, сколько должно быть воцерковлено. Закваски не должно быть много. Закваски — ее всегда должно быть мало. Но у людей идет тяга к вере, а вернее, идет пробуждение совести.

Совесть. И вот это, я считаю, самое главное. В России даже если сегодня и существует мода на православие и в какой-то степени власти используют ее в своих целях, в своих интересах, то это, я считаю, даже хорошо. Потому что через эту индифферентность, через эту теплохладность, люди все равно узнают. Узнают о Боге, узнают дорогу к храму. И это самое главное.

ПШ: Все-таки можно заметить, что наши правители меняются по отношению к храму. По отношении к Богу. Горбачев — атеист, Ельцин, скорее всего, атеист, который все-таки ходил в храмы. Все это видели. Не знал, что и как делать. Но тем не менее…

АК: Держал свечку, как стопку.

ПШ: Да. Это правда. И вот современные правители Путин и Медведев, которые явно тяготеют к храму, с одной стороны. С другой стороны, норовят святейшему пожать руку. Это все мы видели в рождественскую ночь.

АК: Они верующие люди. Исповедуются, причащаются.

ПШ: Это правда?

АК: Да.

ПШ: И у каждого есть духовник?

АК: И у каждого есть духовник. Да. Это верующие люди. Вы знаете, интересно получается. Большинство людей, даже во власти, — они называют и считают себя православными. Исповедуются и причащаются.

Но жизнь вокруг, в стране нашей, — я бы не сказал, что она строится по православным нормам морали, нравственности. Понимаете, такое получается противоречие — от пожеланий до дел. А как говорится, вера без дела мертва. Поэтому когда много говорится о вере, но мало делается — это вызывает не только жалость и горесть, а это просто вызывает сострадание к тем людям, которые не понимают, что веру нельзя оставлять дома. Что веру нельзя исповедовать только в церковной ограде. Что ты человек, если ты хочешь, если ты христианин и хочешь жить по православному образу жизни, то ты должен быть верующим и на работе, и в семье, и на людях. И ты должен именно так себя вести, так себя ставить в обществе, чтобы люди видели, что ты православный человек. Чтобы они смотрели и видели.

А если они видят, что ты свою веру оставляешь дома и в церкви, а на работе ты, как говорится, живешь по законам целесообразности и светским законам, которые у нас сегодня оставляют желать лучшего, то спрашивается тогда, какой же ты православный. Даже если ты исповедуешься и причащаешься.

Александр Крутов (ч. 2)

Александр Крутов (ч. 2)

ПШ: Мы как раз подошли к тому вопросу, о котором хотелось бы с вами поговорить. Это вопрос о формах общественной собственности. Вопрос о капитализме, о его моральности. О том, как Россия, которая сейчас является капиталистическим государством, может его улучшить. Известно, что капитализм в XVI веке заменил нравственные законы законами уголовного права — и прочими человеческими законами. Что вы по этому поводу можете сказать?

АК: Я считаю, что капиталистическое развитие человечества, общества человеческого — тупиковый путь. Это говорит о том, что мы приближаемся, к сожалению, к концу нашего существования. Потому что капитализм, как бы мы его ни называли — с человеческим лицом, без человеческого лица, социальный капитализм и прочее, — есть капитализм, главная цель которого — получение прибыли. Что значит получение прибыли? Прибыль получаешь тогда, когда ты, как говорят сегодня, конкурентоспособен. Значит, ты умнее, сильнее, влиятельнее своего конкурента и соперника.

ПШ: Можешь жить за счет соседа.

АК: Значит, выживают наиболее сильные, наиболее приспособленные и не обязательно более умные, наиболее добрые, наиболее сострадательные и милосердные. Сегодня в капитализме — да и всегда это было — выживают наиболее наглые, беспринципные, бессовестные. Ибо получение прибыли заставляет человека отринуть все сдерживающие тормоза, которые есть. А мораль и нравственность — она всегда во все века была сдерживающим фактором. Если этот фактор убрать, то тогда тебе открывается наша прекрасная фраза, прекрасное понятие, о котором мы говорили сразу, начиная с 90-го: «Что не запрещено, то разрешено».

А если у человека нет внутреннего тормоза, если он живет без внутренних тормозов, — значит, он делает все что хочет. Никакие законы, которые бы мы сегодня ни принимали, никакие законы юридические, правовые и прочие, которые бы ни существовали и которые бы ни были репрессивными или все более и более репрессивными, они не повлияют на человека.

Русский человек — да вообще человек — старается жить именно по законам совести. А если этого нет в человеке, если это вытравливается, если это считается, скажем, пережитком прошлого, то тогда у человека остается только одно: выжить любой ценой.

Поэтому мы сегодня и видим брошенных детей при живых родителях, брошенных родителей при живых детях. Мы видим, когда все буквально кричат о кризисе, а у нас в два раза увеличилось количество миллиардеров за последний кризисный год. И в то же время увеличилось количество безработных. Все более людей уходят в нищету и бедность, растут цены, растет инфляция. А с другой стороны, люди считают, что это в порядке вещей.

Вот такое общество мы строим. Мы строим капиталистическое общество. Поэтому я хочу сказать, что у такого капиталистического общества не может быть будущего, ибо оно не заинтересованно в том, чтобы оно развивалось, так скажем, всеохватно. Оно развивается только в одном направлении — в получении прибыли.

ПШ: Мне бы хотелось с вами поспорить. Потому что как-то был я в доме Морозова в Ногинске — в современном Богородске. И меня повозили по тем местам, которые памятны для него. Я увидел школы, которые он строил, дома, в которых жили люди, и я увидел его собственный дом. Меня поразило, как он выглядит. Это крошечный домик. И больница, пруд. Все это делал он. Лежанка, наверное, размером по ширине вот такая. Все. И каминная, и молельня. Больше ничего там нет.

Я потом понял, почему он так был возмущен забастовками рабочих. Потому что сам-то он работал по 16 часов, а люди просили по восемь. Много рассказывали про него старообрядцы.

Нет ли здесь как раз того самого примера, попытки совместить глубокие корни православные, которые были у Морозова, с капитализмом? Он ведь был капиталистом при этом. Возможен ли этот синтез? Пример-то есть.

АК: Вы знаете, я думаю, что такие примеры только подтверждают правило. Таких меценатов в России, в дореволюционной России, было много. Достаточно много. Но они не делали погоду. Вернее, не они делали погоду в России. К сожалению, и Савва Морозов, и все остальные, которые вкладывали свои деньги, они были верующими людьми, но они ведь и активно совершали еще огромное зло — они разрушали то государство, в котором они жили, которое давало им возможность именно зарабатывать деньги и проявлять благотворительность. Вы прекрасно знаете, что они снабжали деньгами революционеров, укрывали их. И, как говорится, подпитывали революционные силы. Поэтому, я думаю, что это есть. Это у тех людей, у которых в душе были и совесть, и вера.

Вы посмотрите, разве наши сегодняшние миллиардеры строят больницы? Они строят дома для молодежи, для малосемейных? Или открывают какие-то новые детские площадки? Или строят и открывают детские сады, которых сегодня не хватает? Нет. Они не спят вот на такой кроватке, как вы говорите. На лежанке. Они отдыхают в Куршавеле, покупают виллы и дворцы в Ницце на Лазурном берегу, в Лондоне и переводят туда деньги. Если Савва Морозов вкладывал деньги в производство и в экономику России, то у нас в большинстве своем люди вывозят эти деньги. Потому что Савва верил в Россию, Савва верил в русского человека.

Наши же сегодняшние капиталисты не верят в Россию, не верят в русского человека. Они верят только в деньги. А деньги — они интернациональны. Им без разницы, где быть — на Западе, на Востоке, на Юге или на Севере. Поэтому примеры наших меценатов, которые были когда-то, жили когда-то, — это приятное исключение из правила.

Сегодняшний капитализм, который мы сегодня строим в России, — капитализм дикий. Это капитализм, который проявляет себя в той степени, в которой он и призван проявлять: выживает сильнейший.

Я бы привел такой пример. Вы знаете, мы сегодня живем по правилам волка и овцы. Волк имеет полное право съесть овцу. Овца имеет полное право быть съеденной волком. Вот какое сегодня правило нашего капитализма, который у нас строится, в нашем государстве.

ПШ: Тем не менее если, как говорят, в одном монастыре горит свеча, значит, вера не умерла.

АК: А вера не может умереть. Я еще раз говорю. Умирают все. Умирают государства, умирают всякие государственные деятели. Умирают гонители веры или, наоборот, приверженцы веры. Империи создаются и рушатся, государства создаются и рушатся. А христианская вера осталась. Она остается и всегда будет. Она будет до скончания века.

Дело-то в том, приближаем ли мы своими делами этот конец света? Мы или приближаем, или нет. Или, наоборот, его отдаляем? Вот что самое главное. Главное сегодня в том, что мы строим общество в России, в котором нет любви. Я уж не говорю про справедливость. Любви нет. А раз нет любви, то нет и милосердия.

ПШ: Бог есть любовь.

АК: А раз нет милосердия, то нет сострадания к человеку, к ближнему, нет любви к Богу. Мы строим снова дом на песке, и он разрушится. Это государство не имеет будущего. Потому что оно не заинтересовано в любви человека к человеку.

Комментарии

  • Антон
  • 18 марта 2010, 10:15
Нет ничего удивительного в том, что в старости люди интенсивно начинают верить в Бога. А кому хочется умирать? Люди познавшие свободу, никогда не отдадут ее. Его дорога ведет в тупик.
  • Вера
  • 18 марта 2010, 20:08
Верующий православный русский человек не может быть монархистом. Любовь к Богу не может быть без любви к своему народу. А именно монархия породила беззаконие, взяточничество, коррупцию и все то, что привело к ее разрушению. Давайте вспомним, господин Крутов, как по 12 часов работали при Николае 1, вспомним уровень грамотности и т.д. Вы хотетите этого? Или Вы представляете себя свой образ жизни при монархии таким, каким он был у ничтожной части русской аристократии, говорящей по французски?Судя по фотографии, к той части общества, которая процветала при царизме, Вы не относитесь...
  • Неизвестная персона
  • 19 марта 2010, 10:16
без религии государства это не государство,хотя без религии мы в СССР жили лучше чем сейчас,мы похоронили своих людей достойна,нерелигиозном государстве,когда ано называлось СССР,чем сейчас в религиозном РОССИИ,какая у нас сегодня религия,какие они веруюшие,разве Путин и Кирил думаете они веруюшие,они безбожники,если они были бы веруюшими,они должны понимать,всякие планы дела можно отложить на время,но смерть человека некогда,религия должны помочь мало имушим Семьям,создать первый очередь нам Народу свободный доступ в кладбишах,чтоб мы могли дастойно пахоронить своих людей,чтоб нас не грабили на виртуальных службах,эти мошеники каторые там сидят на чужое горе делают не малые деньги,когда одним паспортам улыбка ворту к другим плёвое,одним есть место другим нет,ведь мы же перед Богом все ровны,иначе какя может быть идти речь о религии,когда отсутствует такие элиментарные порядки в Стране,тогда зачем нужна нам такая религия,кагда всё решается аш деньги! Возьмите пример у религии Ислама,у них такого беспорядка нету,значит нам остаётся делать вывод,на самом деле истина в Исламе!
  • Антон
  • 19 марта 2010, 11:34
Верьте в себя и свои силы господа.
  • Виктор
  • 19 марта 2010, 18:28
Текст длинный, а мыслей нет. Это всегда так. Бабло победит зло, вот и вся идея, только где б бабла побольше взять.
  • Алекс
  • 20 марта 2010, 07:09
Чтобы такое придумать,чтобы сохранить доходы,то бишь коррупцию?
  • ННН
  • 20 марта 2010, 20:49
Если человек говорит, что власть монарха от бога — ему место в келье. Пусть там и проповедует свои убеждения.
  • Николай
  • 20 марта 2010, 21:26
У монархии есть одно, но очень существенное преимущество перед всеми «временными». Монарху не нужно хапать, у самого себя зачем красть? Екатерина Вторая вообще была немка, а для России сделала больше другого российского правителя. Ну а в искренность веры наших Вовы и Димы я не могу поверить. Дела-то уж очень антинародные.
  • Владимир
  • 21 марта 2010, 02:00
Какая разница кто сидит на шее народа, царь со своей сворой или президент со своей шайкой. Те и эти грабят народ. Можно подумать Морозов нашел свои капиталы в лесу под елкой. Вся разница между Морозовым и Абрамовичем, что первый улучшал жизнь рабочих,чтобы они больше вкалывали на него,а второй просто ворует и тратит на себя.Все дело в средствах производства,в чьих они руках. В СССР они были государственные, поэтому и работа была и квартиры БЕСПЛАТНЫЕ были и многое другое чего мы просто не замечали.Крутов зовет нас в церковь,главный пастырь которой полностью поддерживает внутреннюю политику власти,направленную на уничтожение народа.Кого стрич будет батюшка,ведь вымирает в основном православный народ.
  • Любовь
  • 22 марта 2010, 10:49
Сколько озлобленности и нелюбви в каждом высказывании... Вот это и есть главная разрушающая сила. Забыли простые и главные Божьи заповеди, ожесточили свои сердца, от других же хотим добра. Ну а правителей, известное дело, имеем достойных самих себя.
До монархии, увы, не скоро дорастем.
  • Неизвестная персона
  • 22 марта 2010, 11:48
Я согласен с автором в той части, что капитализм не имеет будующего.В этом нас убеждают и классики марксизма-ленинизма,да мы и на собственном опыте убедились в этом успев, пожить в СССР.Насчет православия тут спорный вопрос,с одной стороны,вопросы человеколюбия вроде прогрессивные,но что же делать если носители православия-духовенство не сеют ,не пашу т , а прекрасно живут ,паразитируя на теле трудового народа,а ведь в писании сказано о человеке:-будешь ты добывать свой хлеб насущный в поте лица.Что то я ни на одном попе пота ни разу не видывал.Да и в революцию духовенство однозначно поддержало контрреволюцию,т . е. выступило против своего же народа.Не все так просто ,как кажется,и тот же Крутов вроде бы за народ,с другой стороны я так понимаю,что полумерами здесь не обойтись,от власти и от кормушки еще никто добровольно не отказывался,поэтому без вооруженной борьбы, я думаю,не обойтись,а это как то не состыковывается с христианскими заповедями,это мой реверанс в сторону Любови!
  • Неизвестная персона
  • 23 марта 2010, 11:35
Пиночет нам нужен Российский, Пиночет. Заметьте, не Сталин, а именно Пиночет. Только он наведет порядок в этом дерьме.
  • Прохожий
  • 23 марта 2010, 12:51
>ПШ: Бог есть любовь.

Бог есть страх. Религия = невежество + страх. Потому правители ее и поддерживают. Религия — опиум народа. Мораль не базируется на религии — религия паразитирует на морали. Религия и знание — антонимы. Атеизм не является религией наоборот, так же, как некурение не является курением чистого воздуха.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.