Правоохранительные органы уже давно внимательно следят за «В Контакте.ру». В феврале 2009 года прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга вынесла предупреждение администрации ресурса в связи с размещением на нем информации, помогающей осуществлению преступных действий: используя материалы, опубликованные в социальной сети, один из ее пользователей попытался изготовить самодельную взрывчатку. Кроме того, к руководству сайта не раз предъявлялись неофициальные обвинения в распространении порнографии.
Новый интерес следствия к «В Контакте.ру» связан с появлением откровенно экстремистских материалов, в последнее время заполонивших ресурс. Посетители социальной сети обнаруживают видеоролики с избиениями выходцев из азиатских и кавказских стран, постоянно натыкаются на фашистскую символику, на призывы к свержению политического строя, без труда находят запрещенную литературу.
За это ресурс неоднократно подвергался критике даже со стороны его самых ярых поклонников. К примеру, они были возмущены тем, что некоторые из пользователей «В Контакте.ру» поддержали террористов, устроивших взрывы в московском метро 29 марта.
Теперь лицами, распространяющими экстремистскую информацию, заинтересовались правоохранители. И хотя, как показывает практика, привлечь их к уголовной ответственности непросто, у Генпрокуратуры уже есть такой опыт.
Следственным комитетом при прокуратуре РФ возбуждено несколько уголовных дел по статье 282 Уголовного кодекса — «Возбуждение национальной ненависти, совершенное публично». В марте в Санкт-Петербурге был задержан 25-летний молодой человек, который выкладывал на свою страничку «В Контакте.ру» различную литературу на русском и арабском языках экстремистского толка. Аналогичные дела возбуждены в Архангельской и нескольких других областях, отмечает «РБК daily».
Вместе с тем многие пользователи Интернета считают, что прокурорская проверка ресурса преследует иные цели, нежели борьбу с экстремизмом. Достаточно давно ведутся разговоры о том, что социальные сети — уникальный источник информации для правоохранительных органов. Якобы спецслужбы ищут повод всерьез заняться ее анализом, получив прямой доступ к базам данных не только «В Контакте.ру», но и других популярных сайтов подобного рода — «Одноклассников» и «Мой Мир». Эксперты полагают, что интерес для ФСБ может представлять частная переписка посетителей, а также круг их знакомств.
Правоохранители, в свою очередь, заявляют, что в социальных сетях творится неразбериха, которая несет в себе угрозу национальной безопасности России. Они утверждают, что многомиллионными базами данных ресурсов, систематизированными по городам, учебным заведениям и воинским частям, пользуется иностранная разведка. К примеру, собрав информацию о сроках службы и адресах зарегистрированных на «Одноклассниках» и «В Контакте.ру» военнослужащих, можно составить подробную карту дислокации частей Российской армии.
Комментирует Владимир Саухин, координатор Союза российских интернет-журналистов Web-Freedom
С правовой точки зрения Генпрокуратуре будет достаточно сложно предъявить претензии за распространение экстремистской информации непосредственно к «В Контакте.ру». Сайт не является средством массовой информации, поэтому его руководство не несет ответственности за публикацию фашистских или других запрещенных законом материалов. Отвечают сами пользователи. В их отношении можно возбуждать уголовные дела.
Другой вопрос — как их отловить. В большинстве случаев интернет-пользователи предпочитают не афишировать свои контактные данные, пользуясь никами. Попробуй разберись, кто на самом деле скрывается за тем или иным звучным прозвищем. Конечно, предполагается, что человек регистрируется в социальной сети под своим настоящим именем — в отличие от тех же форумов. К примеру, модераторы «Одноклассников» частенько удаляют пользователей, которые вместо классического «ФИО» подписываются ником. Но что мешает экстремисту назваться вымышленным Ваней Ивановым?
В этой ситуации спецслужбы могут пойти по пути подробного изучения круга знакомых, «друзей по сети», с которыми преступник поддерживает постоянную связь. Авось он общается с ними не только через Интернет, но и в реальной жизни. Однако тут опять же возникает проблема идентификации — вдруг и друзья экстремиста тоже скрываются под вымышленными именами...
С идентификацией сложно. Проще (хотя и не намного) с установлением места, с которого преступник посещает ресурс, — вплоть до точного адреса. Современные технологии позволяют это делать.
Далеко не все, наверное, знают, что, перемещаясь по Сети, пользователи после своего пребывания на том или ином сайте оставляют определенную информацию. Каждый компьютер, вышедший в Интернет, получает свой индивидуальный номер — IP-адрес. Он-то и фиксируется.
IP-адреса раздаются не просто так, а по определенным правилам. Проанализировав каждую из частей набора цифр IP-адреса, можно определить, из какой страны, из какого города и от какого провайдера пришел запрос. А дальше еще легче: все провайдеры хранят статистику подключений, где записано, в какое время и с какой точки было осуществлено подключение и какой IP-адрес был присвоен подключенному компьютеру.
Остальное — дело техники. Правоохранительные органы делают официальный запрос провайдеру, требуя от него предоставить всю нужную им информацию: на чье имя был оформлен договор на пользование Интернетом с данного компьютера с конкретным IP-адресом.
Правда, существуют способы скрыть реальный IP-адрес. Самый простой и наиболее распространенный — использовать так называемые прокси-серверы. Это компьютеры, имеющие свой уникальный IP-адрес. Когда пользователь подключается к прокси-серверу, он перемещается по Интернету уже не со своим IP-адресом, а с IP-адресом прокси-сервера.
Их очень много. Они доступны, а главное, бесплатны. Для полной анонимности продвинутые пользователи даже используют цепочку анонимных прокси-серверов. Таких умельцев поймать практически невозможно.
Тем не менее нельзя давать спецслужбам свободный доступ к базам данных социальных сетей. Как бы они того ни желали и чем бы ни мотивировали. Я категорически против этого — экстремистов единицы, а под колпаком ФСБ окажемся мы все.
Комментарии