Однако вскоре у главы государства, судя по всему, нашлись более важные дела, чем реформа Министерства внутренних дел, поскольку ее разработку и реализацию он поручил главе реформируемого ведомства Рашиду Нургалиеву. А это автоматически поставило крест на всех либеральных начинаниях, заявленных в законе «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», который глава государства подписал в конце декабря 2009 года.
С того самого момента, как и предсказывали эксперты, разговоры о необходимости срочного, а главное, фундаментального переустройства правоохранительной системы стали медленно, но верно затухать. В настоящий момент, окидывая взором прошедшие семь месяцем, можно смело констатировать: ничего из того, что изначально задумывалось, реализовано так и не было. Более того, концепция реформы МВД была намеренно сведена к малозначительным, а иногда и откровенно абсурдным вопросам.
Все остальные идеи, которые можно было бы назвать правильными, похоже, так и останутся идеями — на них либо нет средств, либо их воплощение займет гораздо больше времени, нежели рассчитывает общество.
Одной из главных задач реформы называлось значительное сокращение личного состава милиции — как рядовых сотрудников, так и высшего руководства. Отказываться от нее власти якобы не собираются, обещая уменьшить число правоохранителей на 20 процентов. Все вроде бы хорошо, но смущают сроки исполнения этой, безусловно, важной задачи: сокращение будет произведено не раньше января 2012 года. То есть ближайшие 17 месяцев количественный состав ведомства не изменится.
Кроме того, некоторые методы чистки кадров в МВД, мягко говоря, смущают. Ведь сокращение прежде всего коснется не действующих милиционеров, а выпускников ведомственных ВУЗов. В Министерстве внутренних дел решили с 2010 года больше не проводить аттестацию курсантов милицейских учебных заведений.
Если исходить из стартового посыла реформы, то за счет чистки личного состава государство намеревается «выкорчевать сорняки» и оставить на службе в органах самых лучших, подготовленных и образованных сотрудников. Но откуда же они возьмутся? Хороших, честных и профессиональных милиционеров и так немного, а теперь, с закрытием ряда профильных ВУЗов, дававших пополнение, станет еще меньше.
Совершенно нелогичными — и даже в некотором смысле опасными, — выглядят инициированные Медведевым милицейские законы, которые вступили в силу 26 июля. Фактически президент подарил руководству МВД новые рычаги давления на подчиненных, расширив список оснований для их увольнения и привлечения к уголовной ответственности.
Теперь правоохранитель может лишиться работы за публичное высказывание в адрес своего руководства или работы ведомства в целом. Фактически речь идет о введении внутрикорпоративной цензуры, которая лишает милиционеров возможности говорить о проблемах и болевых точках системы. То есть таких правдорубов, как Дымовский, открытое выступление которого, кстати, ускорило начало реформы, в России больше не будет. Те же, кто решит пойти по его стопам, могут нарваться и на статью — неисполнение законных приказов начальства (в том числе и вышеупомянутого приказа молчать) повлечет для сотрудника МВД уголовную ответственность.
Вообще, новые медведевские законы под общим названием «О милиции», аналитики оценивают крайне негативно, называя их плохо подготовленными и крайне непродуманными.
Совершенно нежизнеспособной оказалась и идея борьбы с коррупцией в органах внутренних дел за счет обеспечения сотрудников ведомства всем необходимым. Как рассуждали власти? Милиционер берет взятки потому, что ему элементарно не хватает средств к существованию. То есть, если правоохранителю поднять зарплату и дать квартиру, он тут же перестанет наживаться на простых гражданах.
Оставим в стороне споры о том, правильная ли эта мысль или нет. Сосредоточимся на ее реализации. Зарплаты до уровня 30—50 тысяч милиционерам пока не подняли и неизвестно когда поднимут. И уж совсем плохо обстоит дело с обеспечением жильем. Недавно Рашид Нургалиев честно признался, что при существующем финансировании эту проблему можно решить только лет через сорок.
В общем, реформа МВД заглохла. И каких-то подвижек в ее реализации пока не предвидится. Вместо решения накопившихся в правоохранительной системе проблем государство обращает внимание граждан на совершенно незначительные вопросы. Например, законодательно закрепленное требование проверять будущих сотрудников органов внутренних дел на детекторе лжи при приеме на работу или идея переименования милиции в полицию.
Одна сплошная болтовня…
Комментарии