А Б В Шрифт

День города

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» —
специально для «Особой буквы»

Коллекция «черных меток» Юрия Лужкова пополнилась новым экспонатом

Президент России поздравил москвичей, но обошел вниманием столичного градоначальника.
Коллекция «черных меток» Юрия Лужкова пополнилась новым экспонатом 7 сентября 2010
Как сообщила кремлевская пресс-службa, глава государства отметил важность динамичного, созидательного развития российской столицы и пожелал жителям Москвы успехов. Но в своем поздравлении мэр упомянут не был. Слухи о скорой отставке Юрия Лужкова вновь возобновились.

ЮРИЙ ЛУЖКОВ

В июле 1991 года стал вице-мэром Москвы и председателем московского правительства. 6 июня 1992 года указом президента России Б.Н. Ельцина был назначен мэром Москвы и впоследствии четырежды (1996, 1999, 2003, 2007 гг.) переизбирался на этот пост.

Похоже, правящий тандем играет с мэром Москвы, как с бильярдным шариком: один все время публично хвалит, другой или косвенно унижает, или не замечает. Вот и сейчас Дмитрий Медведев не только не упомянул Юрия Лужков в поздравительном адресе, но и манкировал прием, на котором должен был присутствовать столичный градоначальник.

Владимир Путин, напротив, мэра Москвы поздравил. Этот диссонанс в игре дуэтом кто-то считает проявлением разногласий между президентом и премьер-министром, а кто-то объясняет распределением ролей, как между плохим и хорошим полицейскими в американских боевиках. Как бы то ни было, отличия в отношении к Юрию Лужкову у членов властного тандема не заметил только ленивый.

Совсем недавно, когда Россия в прямом смысле горела, а столицу окутал плотный смог, глава государства высказывался в том смысле, что если, мол, кто-то из чиновников не прервал отпуск и не вернулся на рабочее место, то может уже и не возвращаться. Сказано это было буквально за день до того, как мэр Москвы все-таки вернулся с отдыха.

Но председатель кабмина, как будто в пику своему формальному начальнику, на последовавшую вскоре после гневного монаршего окрика встречу с Юрием Лужковым пригласил придворное телевидение и громко, чтобы слышала вся страна, похвалил мэра за то, что тот нашел в себе силы прервать отпуск.

Кажется, что персонально Юрия Лужкова касается и заявление первого замглавы Администрации президента Владислава Суркова о том, что среди кандидатур, предложенных Медведеву на губернаторские посты, не должно быть людей старше 70 лет. Многие ведь помнят, что действующему мэру Москвы скоро исполнится 74.

По всей вероятности, совокупность всех этих слов, молчания, действий и бездействия позволили политологу Дмитрию Орешкину уверенно заявить «Эху Москвы», что этот срок для Юрия Лужкова — последний. Весь вопрос лишь в том, досидит ли он его конца.

А тут еще помощник президента Аркадий Дворкович написал в своем блоге: «С днем рождения, Москва! Любимая и ужасная. Город, куда хочется возвращаться и откуда хочется бежать. Давайте сделаем наш город лучше!»

Но Юрий Лужков все равно делает вид, что не понимает намеков. Сказывается привычка подчиняться приказу и не верить слухам.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Мэр Москвы — как чемодан. Который без ручки, да к тому же очень тяжелый. Нести трудно, а бросить не то чтобы нельзя, но все как-то не получается. То место и время для утилизации не подходят, а то вдруг подумают: а где другой чемодан взять? В чем шмотки таскать дальше? А шмоток в Москве много, чемодан большо-о-ой! Такие чемоданы в аэропортах приличный перевес дают. А за перевес еще и деньги взимают. В общем, так просто не выкинешь его.

А еще Лужков — женщина. Я вспомнил эту бессмертную фразу героя Шварценеггера про баб: «Вот женщины: и жить с ними невозможно, и пристрелить жалко». Так и власть с Лужковым себя взаимоощущает. Впрочем, власть — она ведь тоже женского рода. И властители наши ведут себя как тетеньки. Пускай парни они крутые, мускулистые, бьют кита гарпуном и на «Калине» кататься не боятся. Однако поведение их самое что ни наесть феминное. То похвалят Юрия Михайловича, то отругают, то опять по попе нашлепают, то по головушке погладят. То поздравят так, что лучше бы промолчали, то…

Короче говоря, надоел он им хуже горькой редьки. И понятно же, что недолго ему осталось управлять Белокаменной. Но никак не решатся поставить решительную роспись на гербовом указе.

Где-то я понять их, конечно, могу. Москва — сама по себе государство. Сколько бы питерских в Москву ни приехало и какие бы посты они тут ни заняли, Москва — она, как говорится, «много в этом звуке для сердца русского слилось». Всякий переворот в Москве — это стресс. А начальники наши всероссийские, при всех их мачистости, стрессов не любят.

Зато вот Юрий Михалыч — он напротив! «Под ним струя светлей лазури… а он мятежный просит бури». Сравнивает медведевский план по переносу трассы до Питера из Химкинского леса с развалом СССР! На флажке не стыдится устроить супруге многомиллиардный строительный подряд в городе. И даже на нужды своего пчелиного хозяйства переводит денег в разы больше, чем на реабилитацию инвалидов, пострадавших в летнем столичном аду.

Был бы Лужков помоложе. Была бы у нас страна подемократичнее. И тогда в его схватке с нынешними первыми лицами я бы даже рискнул поставить на Юрия Михайловича небольшую денежку. А так… Время работает против него. И времени этого у него осталось, думаю, совсем немного.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.