Новый французский закон вступит в силу через полгода. Нарушителей ожидает наказание в виде штрафа. Если через шесть месяцев непокорная законодательным нормам Франции женщина выйдет на улицу в парандже, она будет задержана полицией, препровождена в участок, где ее личность будет установлена. С ней в принудительном порядке проведут воспитательную беседу — доходчиво объяснят действие принципа светскости, после чего стражи порядка предложат выполнить требования закона — снять мусульманскую накидку. Кроме того, нарушительнице придется заплатить штраф в размере 150 евро.
Если выяснится, что закрывать лицо женщину заставил муж, отец или брат, то он будет наказан строже — для него закон предусматривает штраф в размере 30 тыс. евро и один год тюрьмы. В ситуации, когда принуждение касается ребенка, штраф и срок заключения будут больше вдвое. Закон касается не только местных жителей, но также и приезжих, в том числе туристок из мусульманских стран.
Кстати, власти Италии уже давно запретили гражданам появляться на улицах своих городов с закрытыми лицами — будь то паранджа или мотоциклетный шлем.
Далеко не все приверженцы Ислама слабого пола жестко исполняют требования канонов: соблюдают намаз, прикрывают лицо и так далее. Именно поэтому, следуя принципу политкорректности, французские парламентарии закрепили положения запрета, не указывая на религиозный характер одеяний: «Никто не может носить в общественных местах одежду, которая призвана скрывать лицо».
Стремление интегрировать мусульман во французское общество и привить им европейские ценности тем не менее не приближает страну к решению проблем безопасности. Так, поздно вечером 14 сентября Париж был парализован анонимным звонком об угрозе взрывов Эйфелевой башни и на станции Сен-Мишель. Примечательно, что предупреждение прозвучало несколько часов спустя после принятия парламентом закона о запрете паранджи.
Для России проблемы, с которыми сегодня пытается бороться Евросоюз, собственно, как и западный мир в целом, с каждым годом становятся все острее. Конечно, в европейской части страны исключительно редко можно встретить женщину в парандже, но в хиджабе — платке, скрывающем только волосы, но не лицо — видеть приходилось многим.
Недоверие к адептам ислама у россиян возникает всякий раз, когда в стране совершается очередной террористический акт, как, например, после недавних взрывов в Северной Осетии. Чтобы понять масштабы нарастающего конфликта, достаточно почитать весьма агрессивные комментарии к ролику, выложенному в Youtube, о праздновании в Москве мусульманского праздника Ураза-Байрама.
Исламофобию подогревает и нежелание многих гостей столицы из Северного Кавказа соблюдать светские правила поведения. Вопрос о том, как, не ущемляя ничьих национальных или религиозных чувств, обеспечить безопасность совместного проживания в российских городах и избежать открытых столкновений между гражданами одной страны, но с разными религиозными традициями, стоит достаточно остро, но обсуждают его почему-то исключительно в интернет-блогах и в частном порядке. Почему-то, учитывая опыт Франции и других европейских стран, ни одна из ветвей российской власти не принимает участия в этой дискуссии, которая особенно стала актуальна после Владикавказского и других терактов.
Комментирует Роман Силантьев, исламовед, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции
В Европу едут далеко не самые лучшие и адекватные мусульмане. Многие из них считаются у себя на родине экстремистами, и собственные правительства принуждают их к эмиграции. В итоге они едут на демократический Запад, и получается, что сегодня уровень радикализации европейских мусульман выше, чем в собственно мусульманских странах.
Например, в Лондоне или Париже огромное количество действующих террористических и экстремистских организаций существуют совершенно открыто. И члены подобных организаций считают, что весь мир должен жить по их законам и под них подстраиваться. Так, если европейская женщина одевается, по их понятиям, нескромно, значит, она проститутка и в отношении нее можно совершать акты насилия.
Видя такое отношение, власти некоторых европейских стран пытаются дать радикальным мусульманам отпор, предпринимая некие оградительные меры. Однако из-за того, что мусульмане Европы в основной своей массе все же являются умеренными, а радикалы составляют лишь очень небольшую часть, меры правительства, ударяя по всем, вызывают всеобщее недовольство внутри мусульманских общин. Поэтому действия правительств — запрет на ношение хиджаба, на строительство минаретов и так далее — работают на руку радикалам, никак их при этом не затрагивая. В этом причина роста уровня недовольства мусульманского населения, что существенно облегчает пропагандистскую работу экстремистов.
Комментарии