По официальной статистике, за последние пять лет в России с использованием травматического оружия совершено около полутора тысяч преступлений, погибли более 60 человек, порядка 600 россиян получили ранения различной степени тяжести.
Многочисленные случаи применения незарегистрированной пневматики вызвали недовольство президента Медведева. «Что в дальнейшем происходит с этим пистолетом, где он применяется, с какими последствиями, никто не знает. Продается кому угодно — лицам, которые имеют судимость, уже привлечены к уголовной ответственности, лицам, которые имеют психические отклонения», — возмутился глава государства.
Поправки, инициированные президентом и внесенные от его имени в Госдуму летом, предполагают введение новой категории оружия — «огнестрельное оружие ограниченного поражения». К ней отнесены «пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку».
Одновременно даются определения понятиям «патрон травматического действия», «патрон газового действия», «патрон светозвукового действия» и «патрон сигнального действия», что позволит установить единый порядок оборота и единые меры контроля в отношении оружия и патронов, обладающих высокими поражающими свойствами.
В закон «Об оружии» также внесены поправки, которыми устанавливается запрет на перевозку и ношение в заряженном состоянии спортивного пневматического оружия, а также на его использование вне помещений и участков местности, специально оборудованных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями МВД России. Необходимость введения такого запрета объясняется тем, что спортивное пневматическое оружие не предназначено для самообороны.
По мнению парламентариев, принятие законопроекта должно снизить количество преступлений и правонарушений «в сфере оборота гражданского оружия, а также преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием такого оружия, в том числе влекущих за собой причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевших лиц».
Ужесточена уголовная и административная ответственность за незаконный оборот и нарушение правил использования гражданского оружия. Так, за неразрешенную торговлю гражданским оружием продавец будет оштрафован на 100—200 тыс. рублей и лишен свободы на срок от трех до пяти лет.
Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы, член Комитета по безопасности
Некоторые эксперты утверждают, что распространение оружия среди населения ведет к повышению безопасности каждого отдельного гражданина. Что у людей появляется возможность для самозащиты. Однако факты свидетельствуют об обратном. Чем более широко распространено оружия в стране, тем более опасно в ней жить.
Взять хотя бы пример США — страны, в которой ношение оружия было узаконено изначально. Сегодня в Соединенных Штатах слышатся голоса авторитетных специалистов, призывающих ограничить хождение оружия всех видов. Но пока попытки ввести подобные ограничения не увенчались успехом.
Практика свободного хождения оружия в США показывает, что оно используется гражданами зачастую не для самозащиты, а для нападения, служа инструментом отбора неких благ. Человеческую природу не переделаешь — если у индивидуума появляется средство, способствующее такому отбору, появляется и соблазн его совершить. Далеко не многие способны противостоять этому соблазну.
Кроме того, ношение оружия создает у законопослушного человека иллюзию безопасности. Именно иллюзию: оружие убаюкивает инстинкт самосохранения, и человек попадает в такие ситуации, в которые «налегке» он никогда бы не попал.
Обеспечение безопасности гражданина не является его задачей. Это задача государства, милиции. Государство должно, с одной стороны, бороться с преступностью, с другой — проводить профилактические мероприятия по ее снижению. Но у нас пока нет развития ни по одному из этих направлений. Снижение преступности подтверждают лишь искусственно заниженные данные в отчетах должностных лиц.
Комментарии