Фирма «Никитин» владеет правами на записи большого числа российских артистов, среди которых «Машина времени», «Хор Турецкого», «Король и Шут» и другие. Имя артиста, из-за которого началось преследование в отношении пользователя социальной сети, пока неизвестно. После обращения компании сотрудники Управления «К» провели проверку и нашли пользователя, со страницы которого распространялись композиции.
Напомним, в августе 2010 года «ВКонтакте» была в судебном порядке освобождена от ответственности за пользовательский контент. Это вызвало недовольство правообладателей, которые пригрозили обращениями в правоохранительные органы без дополнительных предупреждений, в случае если весь нелегальный контент не будет удален из социальных сетей и с других онлайн-площадок до конца года. Помимо «ВКонтакте» в число компаний, которым были высказаны претензии правообладателей, попали крупнейшие сетевые ресурсы России: поисковые системы «Яндекс», Google, «Рамблер» и почтовый сервис Mail.ru.
В январе 2011 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев поддержал лидеров Рунета, заявив, что ответственность за нелегальный контент должны нести размещающие его пользователи, а не сайт, который предоставляет им эту возможность.
И вот зафиксирован первый случай уголовного преследования пользователя «ВКонтакте», выложившего в соцсети пиратскую музыку.
Множество вопросов вызывает доказательная база обвинения — например, оценка числа скачиваний композиций. Представитель «ВКонтакте» Владислав Цыплухин заявил, что в открытом доступе на сайте информации о количестве загрузок нет. Обращалось ли к администрации соцсети по этому делу Управление «К», Цыплухин уточнить не смог.
Оценка ущерба важна для определения наказания по статье 146 УК РФ. Если ущерб превышает 250 тыс. рублей, то речь идет об особо крупном размере и сроке до шести лет лишения свободы (о котором и говорит Управление «К»). Однако при ущербе в 50 тыс. рублей он оценивается как просто крупный, наказываясь двухлетним сроком.
Управление «К» заявляет, что намерено «усилить борьбу с незаконным распространением в социальных сетях и на других ресурсах аудиоматериалов, продолжив практику привлечения правонарушителей к уголовной ответственности».
Однако есть основания полагать, что борьба с ауди- и видеопиратством будет носить точечный характер. Кампания по борьбе с продажей нелегального программного обеспечения и видео в эпоху до массового распространения торрент-трекеров также анонсировалась как постоянная. Устраивались показательные рейды, но все эти годы в подземных переходах можно было купить «левые» диски.
Комментирует Вадим Романов, юрист Партнерского Бюро IT-Counsel, специалист по защите интеллектуальной собственности
У правообладателей много вопросов к торрентам, и у кого-то может сложиться впечатление, что социальные сети действуют по схожему принципу. Но это не так. Схема работы торрентов осуществляется совершенно по-другому.
Фактически сайты с выложенными ссылками на скачивания торрентов (так называемые трекеры) напрямую не нарушают авторских прав, так как на их серверах не хранится нелегальная информация. Торрент-трекер дает только ссылку на скачивание файла, части которого разбросаны по компьютерам пользователей ресурса. Вот те самые пользователи и являются хранителями нелегального контента, а сам ресурс («трекер») является по сути только связующим звеном для обмена файлами. К тому же многие ресурсы — например, крупнейший российский RuTracker (в прошлом torrents.ru) — по первому требованию правообладателя удаляют ссылки пользователей на скачивание нелегального контента.
А вот на серверах крупной социальной сети «ВКонтакте» действительно хранится нелегальный контент, закачанный пользователями ресурса. Недавно по требованию Международной организации производителей фонограмм (IFPI) руководство социальной сети приняло решение удалять нелицензионный контент со своих серверов. Тем самым, как и RuTracker, социальная сеть «В Контакте» пошла навстречу правообладателям.
Не так давно министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что ответственность за нелегальный контент должны нести размещающие его пользователи, а не сайт, который предоставляет им эту возможность. И это правильная инициатива. К тому же соцсети выразили свою готовность к сотрудничеству, по первому требованию правообладателя удаляя нелегальный контент со своих серверов. Скорее всего, такого рода сотрудничество поможет найти общий язык правообладателям с социальными сетями. Поэтому в будущем, возможно, соцсети будут освобождены от ответственности. К тому же существующие судебные решения по делам с участием социальных сетей показывают, что они обычно отделываются лишь некрупными штрафами.
Данный случай — это самое настоящее показательное дело. Очередная попытка правоохранительных органов найти козла отпущения. У нас в стране немало подобных примеров. Пользователей, размещающих контент на различных серверах, в том числе и в социальных сетях, тысячи. Методы же выявления таких пользователей следствием совершенно непонятны и загадочны.
Надеюсь, что такие случаи не станут нормой. Подобные дела сводят на нет все попытки сформировать в нашей стране надлежащую правовую поддержку, а самое главное — правоприменительную практику в области интеллектуальной собственности. И хотя у нас есть законодательная база в области охраны и защиты авторских и смежных прав, ее необходимо развивать, учитывая все последние тенденции в IT-сфере и других отраслях, непосредственно имеющих отношение к распространению интеллектуальной собственности.
Но пока будут происходить такие показательные процессы над одиночными пользователями, мы не сможем двигаться по пути совершенствования отношений, возникающих в сфере распространения, потребления и продажи информационного контента.
Комментарии