Вчера депутат Госдумы Владимир Мединский заявил, что «Ленин является предельно спорной политической фигурой, и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны — крайняя нелепость».
Позицию Мединского поддержала часть его коллег по нижней палате. Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев выступил за захоронение тела Ленина «по человеческим и христианским соображениям».
Но защитниками Мавзолея выступили не только коммунисты, которые заподозрили представителей партии власти в попытке отвлечь внимание общества от реальных проблем. Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков также критически отнесся к предложению единороссов.
— Я отрицательно отношусь. Что, нам делать сейчас, что ли, нечего? Цены растут, провода падают, леса горят, реформы никак не можем провести. Нам что, делать сейчас нечего, кроме как затевать дискуссию опять: захоронить — не захоронить? — сказал он.
Эксперты считают, что тема возникла в предвыборный год неслучайно. Вынос Ленина мог бы стать имиджевым проектом президента Дмитрия Медведева, подобным объединению Русской и Зарубежной православных церквей, которому активно способствовал Владимир Путин.
Политолог Дмитрий Бадовский полагает, что заявления единороссов носят в некотором смысле тестирующий характер. «Понятно, что сейчас будет определенная дискуссия по этому поводу, возможно, социологические службы социологические опросы на эту тему проведут очередные. Это тест общественного мнения, проверка, как эта тема сегодня воспринимается обществом. В целом она, конечно, достаточно острая. Но с другой стороны, ясно, что сейчас она воспринимается менее остро, чем, скажем, десять лет назад», — считает аналитик.
Очевидно, что раскол стране из-за места захоронения Владимира Ленина уже не грозит — большая часть современной молодежи знает о революции 1917 года исключительно по учебникам, а старшее поколение, для которых этот вопрос важен и носит достаточно личный характер, естественным образом вымирает.
Тем не менее тема сохранения исторической памяти и отношения к собственной истории стоит в стране довольно остро. О том, что становление национального самосознания невозможно без изменения отношения к памятникам, символам, которым для многих и является Мавзолей, давно говорят ученые, философы и культурологи. В качестве примера можно вспомнить историю с отменой государственного гимна СССР и неудачной попыткой его замены на музыку Глинки.
Вот только вернуть Ленина на Красную площадь в случае одобрения инициативы Мединского, как это было сделано при возврате к гимну на музыку Александрова, будет точно невозможно.
Комментирует Дмитрий Аграновский, политик, адвокат
Хотелось бы узнать у авторов данной инициативы, депутатов Мединского и Шлегеля: «На кого работаете?» В то время как президент и премьер страны прилагают серьезные усилия по недопущению розни, массовых беспорядков, они предлагают меры, способные расколоть общество.
Сегодня страна перенапряжена. Людям нужен только повод для того, чтобы отважиться на совершенно неадекватные шаги. И в такой сложной ситуации единороссы выступают с идеей, способной собрать у Кремля даже не сотни тысяч, а, возможно, миллион «униженных и оскорбленных». Последствия этого могут быть самыми печальными. Поэтому инициативу упомянутых политиков можно назвать не просто антикоммунистической, а антироссийской.
Ленин — это не «Марш несогласных» с его относительно небольшим количеством участников. Его перезахоронение вполне может вызвать раскол в обществе. Рейтинг КПРФ сегодня оценивается «официальной» статистикой на уровне 18 процентов. Он, конечно, занижен. Но рейтинг рейтингом, а уважение к Ленину — совсем другое дело. Для многих в нашей стране и за рубежом он является святыней в полном смысле слова.
Мединский говорит: «вынести, захоронить». Для нас это значит «осквернить». И с подобным подходом согласны многие ветераны, бывшие военные, способные отреагировать очень жестко.
Премьер-министр не раз говорил, что «история все расставит по своим местам». И вдруг звучит такое заявление, идущее вразрез с политикой самого руководства страны. Впрочем, по словам коллег Мединского и Шлегеля по Госдуме, это их частная инициатива. Я не симпатизирую ни одному, ни другому и лично не голосовал бы за них ни при каких обстоятельствах. Но люди-то они достаточно образованные. И прежде чем что-то говорить или делать, должны просчитывать последствия.
Имеет место не просто отвлечение народа от каких-то социальных проблем. Грядущие выборы приведут к серьезным политическим и социальным последствиям, и есть силы, стремящиеся «подогреть» обстановку. А идея перенести Ленина — с этой точки зрения беспроигрышный ход, привлекающий внимание огромные массы активного населения.
Комментарии