После внимательного изучения стандарта уже не удивляет идея Кремля о приглашении в «Сколково» за большие деньги ученых из-за границы. Очевидно, что предлагаемая система школьного обучения исключает возможность появления ученых в родном отечестве.
Отсутствие в списке обязательных предметов уроков русского языка, математики, литературы и истории побудило российских филологов, писателей и поэтов написать открытое письмо первым лицам страны — Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину, Андрею Фурсенко и Борису Грызлову. Деятели культуры потребовали от них наложить вето на проект Федерального образовательного стандарта для средней школы. Среди людей, которые подписались под обращением, — писатели Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, поэт Сергей Гандлевский, президент Фонда имени Солженицына Наталья Солженицына и другие.
«Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, невыгодно: объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения», — заявили авторы обращения.
Вето на радикальное перекраивание школьной программы пока не наложено. Однако протесты общественности заставили власти повременить с принятием нового стандарта. Министр образования заявил, что «должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта. До тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа», — сказал Фурсенко.
При этом он не считает странным выбор четырех обязательных предметов. «Это не главные предметы, а базовые. Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета», — заявил он.
В свою очередь, эксперты считают, что принятие стандартов не только ощутимо снизит уровень среднего образования, но и сильно ударит по образованию высшему. Председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что высшая школа также критически относится к проекту: «По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями, — это и математика, и химия, и русский язык».
Школьные учителя также не остались равнодушными к предложенному варианту реформы. Они обратились с открытым письмом к все тем же Медведеву, Путину, Грызлову и Фурсенко. Обращение может подписать любой желающий. Особое недоумение его авторов вызвал отказ от обязательного изучения литературы. Такое решение, уверены они, является для России «не просто невыгодным, но и противоестественным».
Учителя поясняют, что число предметов для выбора из образовательных областей ограничено, поэтому изучать одновременно русский и литературу или алгебру и геометрию станет невозможным. Они призывают созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения будущего отечественного образования.
Комментирует Дмитрий Быков, писатель, журналист
Я был одним из тех деятелей культуры, кто написал открытое письмо руководству страны с требованием наложить вето на эту инициативу.
Речь в данном случае идет об извращении давней идеи профилированного обучения, когда есть базовый набор обязательных предметов, и еще два-три предмета для углубленного изучения выбирает сам школьник вместе с родителями.
В самой идее нет ничего дурного. Гуманитариям это дает возможность изучать углубленно литературу, математикам — точные науки. Но неплохая идея была совершенно извращена. В порядке обязательных предметов были оставлены не русский язык с литературой, не математика, а ОБЖ с физкультурой.
Кроме того, разделение школьных предметов на «образовательные» и «воспитательные» мне кажется глубоко порочным. Лучший способ воспитать — дать человеку знания.
И вообще, сейчас кое-кто из чиновников от просвещения говорит, что детей не нужно заставлять читать, так как из такого насильственного чтения ничего хорошего не выходит. Когда же им тогда читать? Ведь в дальнейшей жизни у них такой потребности может не возникнуть.
Считаю, количество обязательных предметов в школе не должно быть меньше восьми. И это не ОБЖ с «Россией в мире». Это русский язык и литература, математика, и хотя бы начальные знания химии, физики и биологии, и однозначно история. Так как именно история — это то, без чего мировоззрения просто не может быть. Предмет «Россия в мире» вообще не нужен. Потому что это часть общей истории.
Есть вероятность, и довольно большая, что Министерству образования удастся продавить свой вариант. У нас в стране бывало и не такое.
Комментарии