Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Граждане ценят порядок выше свободы
ЛГ: В начале января — ну как в начале, во второй половине, 19-го числа, — общественности был представлен опрос «Левада-центра». Гражданам России демократия не нужна. Как пишут об этом средства массовой информации, «махнем не глядя свободу на порядок». О чем идет речь? Больше половины россиян уверены, что порядок в стране важнее всего, а для его достижения, возможно, «придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод». Такие данные приводит Исследовательский центр Левады. И только около 23 процентов опрошенных считают более важной составляющей демократию. Впрочем, для нашей страны это, собственно, не новость. Правда? Порядок оказался наиболее ценен для малообеспеченных граждан — так ответили 71 процент респондентов, причисляющих себя к категории людей, которым денег не хватает даже на продукты. Треть обеспеченных россиян отдает предпочтение демократии — 31 процент (немало!). Эти данные отражают ориентацию значительной части малообеспеченных граждан — сторонников социальной политики государства, привыкших во многом полагаться на него. Обеспеченные граждане более свободны в своих суждениях и часто являются приверженцами идей либеральной свободы. О супербогатых гражданах мы поговорим в третьей части. А сейчас «свобода — несвобода».
ВЕ: Мне кажется, что некорректна сама постановка вопроса, точнее, противопоставление этих двух категорий — «свобода» и «порядок». Вы за порядок или за свободу? Я за свободу и порядок. Более того, на мой взгляд, что или кто в состоянии обеспечить порядок? Только сильное государство.
ЛГ: Разными путями это можно сделать.
ВЕ: Я согласен. Конечно, разными путями. Но только сильное государство может использовать эти разные пути. Сила в чем? Сила в эффективности. В эффективности административного управления, в порядке, в эффективности бюрократии (не излишней). Но проблема в том, что сильное государство, которое стоит на страже закона, обеспечивающего функционирование всей правовой системы, — это, собственно, обратная сторона свободы. Когда говорят, что либералы и демократы против порядка, — это неправда. Как раз демократы — за порядок, за четкое выполнение всеми закона, за действие правовой системы. И это может обеспечить только сильное государство. Поэтому, когда противопоставляют две категории — «свободу» и «порядок», — в этом уже заложена некая хитрость. Абсурд. И народ, естественно…
ЛГ: Это делается, в общем, специально.
ВЕ: Конечно. Потому что основная масса народа выберет порядок. Зачем мне такая свобода, при которой будут на улице бить кирпичом по голове или по витринам, грабить?!
ЛГ: А вот, скажем, отключение электричества, которое у нас этой зимой происходило. То, что выросло на советских дрожжах...
ВЕ: Это не свобода. И не порядок.
ЛГ: …Вдруг стало рушиться. Обнаружилось, что государство вовсе и не очень сильное. Понимаете? И возник некий такой хаос и паника.
ВЕ: Поэтому руководители… Кто за это ответил?
ЛГ: Никто.
ВЕ: Надо спрашивать не за то, что отключилось, а за то, что делавшиеся на протяжении предыдущих десятков лет амортизационные отчисления на восстановление этой системы, на ремонт, эксплуатацию — они куда-то делись.
ЛГ: Пила такая.
ВЕ: Да. А система осталась в таком состоянии, когда отваливаются балконы, падают лифты и самолеты, отключается электроэнергия.
ЛГ: Доверие к власти, конечно, все потерялось. Правда? Эти люди, которые сейчас принимают решения, они же были у власти и 10 лет назад.
ВЕ: Здесь есть некий феномен, который всегда присутствовал в российском обществе. Недоверие к власти не означает недоверия к власти верховной.
ЛГ: Это правда.
ВЕ: Это всегда недоверие к той власти, с которой гражданин сталкивается. Начальник УВД, мэр, префект и так далее. Но есть четкая уверенность, что президент и председатель правительства — они хорошие, только их распоряжения не выполняют. И в большинстве случаев так оно и есть — распоряжения просто не выполняются или их невозможно выполнить. Почему выбирают порядок и несвободу? Потому что несвободным быть легче. Ты перекладываешь ответственность, тебе не нужно принимать никаких решений. А в свободном обществе ты должен нести ответственность. Основная масса людей боится с этим не справиться и не хочет этой нагрузки. Пусть за них думает кто-то другой.
ЛГ: И их можно понять.
ВЕ: Есть возможность спросить: а где там наша пенсия, пособие и так далее?
ЛГ: Вы знаете, когда это касается своего кармана, лично себя, то народ объединяется и власть начинает думать. Монетизация. Выступление водителей.
ВЕ: У меня на протяжении долгого времени была дискуссия с одним французским гражданином на тему демократии, терпимости и так далее…
ЛГ: Это вечная тема.
ВЕ: И я периодически задавал ему провокационные вопросы об эмигрантах во Франции. Я говорил, что это нехорошо, недемократично. У вас все равны. Свобода, равенство, братство и так далее. Все хорошо. И вот в прошлом году происходят известные события с цыганами. Саркози принимается решение выселить какую-то их часть, 800 человек, что ли. Дать им по триста евро и отправить в Румынию. И у Саркози вдруг взлетает рейтинг. Все французы счастливы. Я говорю: слушай, вы же за равенство, свободу и братство, а тут такая ситуация? У Саркози поднимается рейтинг. Как же демократия? А он мне отвечает: там, где начинается частная собственность и защита собственного кармана, демократия заканчивается.
ЛГ: Вот на этом мы и закончим вторую часть. А о частной собственности, защите своего кармана и о разделении на совсем богатых и не очень мы поговорим в третьей части.
Комментарии