А Б В Шрифт

Первые успехи и неудачи Собянина на посту столичного градоначальника

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей», — специально для «Особой буквы»

Знаете ли вы, как зовут жену Сергея Собянина?

Деятельность мэра Москвы напоминает какой-то затейливый танец с шагами вперед, назад, в сторону и прыжками на месте. Он все время наступает кому-то на ногу и за музыкой пока совсем не поспевает...
Знаете ли вы, как зовут жену Сергея Собянина? 3 февраля 2011
Знаете ли вы, как зовут жену Сергея Собянина? Ну, если не заглядывать в «Википедию» и другие информационные ресурсы... Пожалуй, что нет. По крайней мере имя Ирины Иосифовны не мелькает в СМИ так же, как Елены Николаевны, например. И это хорошая новость. Первые месяцы со дня наделения полномочиями нового московского градоначальника столица живет пока только с мэром, а не со всем его семейством.

 

Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные о том, на решении каких проблем, по мнению москвичей, следует сосредоточиться Сергею Собянину, как столичные жители оценивают первые итоги его работы и кадровую политику. Большинство жителей столицы в целом устраивает ситуация в городе — 58 процентов: 21 процентов скорее довольны ею, 37 — довольны отчасти. Положением дел в Москве в наибольшей степени удовлетворены жители Центрального и Юго-Западного административных округов — 66 и 65 процентов соответственно, а также 18—24-летние граждане — 63 процента и обеспеченные респонденты — 79 процентов. Определенно недовольны ситуацией в Москве 37 процентов опрошенных: в основном это жители Зеленоградского округа — 62 процента, 35—59-летние — 40 процентов и малообеспеченные москвичи — 52 процента.

Правление Собянина пока не перевернуло общественное сознание, не заставило поверить в чудеса. И все же кое-чем он запомнился. А вот чем конкретно… Попробуем разобраться.

Я не политик, не эксперт-собяниновед, поэтому могу делиться только своими наблюдениями и теми свидетельствами, которые в силу профессии регулярно получаю от простых москвичей. Никакой объективности! Сплошной субъективизм. Но именно для таких субъектов Собянин вроде бы как и работает, и подобным субъектам пожинать плоды его деятельности.

Для начала напомню основные тезисы программы Сергея Собянина, с которыми он пришел в Москву. В день, когда только что утвержденный мэр приносил присягу, он четко обозначил основные задачи, над которыми намерен работать в первую очередь: борьба с коррупцией, решение транспортной проблемы, сохранение лужковских соцгарантий, налаживание взаимодействия с федеральными органами власти, эффективное использование имеющихся в столице ресурсов и тому подобное.

Эксперты уже прошлись по всем этим пунктам, рассказав о недоработках московского градоначальника, при этом далеко не все его начинания успели напрямую отразиться на жизни рядовых москвичей. Когда спрашиваешь: «Чем на этот момент Собянин отметился?» — чаще всего люди вспоминают невнятную борьбу с ларьками (то их убирают, то возвращают на место) и идею переселения пенсионеров в спецрезервации со всеми удобствами. Не думаю, что Сергей Семенович стремился именно к такому результату, но что сделано (сказано), то сделано (сказано).

А что же главные задачи? Коррупция и пробки — самые очевидные явления, с которыми нам приходится сталкиваться ежедневно, и здесь определенную динамику уже можно было бы отследить.

Хорошая новость состоит в том, что движение есть, плохая новость — физики это движение, скорее всего, охарактеризовали бы как броуновское. Отталкиваюсь, как и обещал, не от экспертных заключений, а от наблюдений простых смертных.

Пробки…

Если кто-то слушает «Русскую службу новостей», наверняка обратил внимание на то, что в эфире в конце утренних и вечерних часов звучит рубрика «В движении», где автомобилисты повествуют о пробках, авариях и всем прочем, с чем можно столкнуться в пути. Среди тех, кто регулярно рассказывает об этом, есть слушатель Александр — человек, проводящий «за баранкой» довольно много времени. Александр по собственной инициативе взял на себя обязанность регулярно сообщать о «коррекции плана по борьбе с пробками».

Удивительно, но за прошедшие три с половиной месяца редкий день обходился без нововведений на транспортных артериях. Светофоры, которые пытаются подстроить под трафик, указатели, которые перенаправляют потоки, — одним словом, эксперименты. Их результат, может быть, где-то и заметен, но именно на правление Собянина пришлись два «рекорда» конца прошлого года, когда общая протяженность пробок в Москве составила сначала 3 тыс. километров (фактически до Шарм-эль-Шейха), а потом и 3,2 тысячи (это больше, чем до Барселоны).

Одно из последних наблюдений слушателя Александра — запрет на парковку на Тверской (о котором так много шумели прошлой осенью) как-то незаметно сузился до небольшого участка возле мэрии. Возможно, чтобы работа столичных чиновников была заметна хотя бы им одним из их же окон.

Коррупция…

Борьбу с коррупцией сложно отделить от работы по налаживанию эффективной работы в административном аппарате. Чиновников в Москве меняли и менять продолжают, отталкиваясь от критериев, которые чаще всего известны одному только Собянину и его ближайшему окружению. Кроме кадровой чехарды несколько раз звучали призывы сообщать о фактах коррупции и вообще прекратить эту порочную практику. Вероятно, это была попытка изменить «правила игры».

Здесь предлагаю снова обратиться к свидетельствам москвичей.

В январе на одном из совещаний мэр столицы потребовал навести порядок с подрядными организациями, которые оказывают услуги населению в сфере ЖКХ. «Многие подрядные организации, отвечающие за состояние дворов и улиц, не справляются со своими обязанностями, причем не только в экстремальных условиях, но и при обычной зимней погоде», — заявил он. Градоначальник настаивал на том, что таких подрядчиков нужно наказывать не только административными штрафами, но и мерами экономического воздействия — вплоть до расторжения контрактов.

В этот же день у меня состоялась беседа с одним из таких подрядчиков. Он представился как Сергей. Общий смысл «послания» Сергея был следующим: расторгнуть договор с подрядчиком не самая простая задача, ставка в 30 процентов в качестве отката остается на прежнем уровне, но суммы, выделяемые на заключение договоров с подрядными организациями, значительно сократились.

«Нам невыгодно сейчас работать в Москве! — утверждал Сергей. — Правила остались прежними, а денег стали выделять меньше. Наша организация уже берет подряды в Ярославской области. Там условия реальнее», — подытожил подрядчик, с которым Собянин поручил бороться.

Похожая ситуация и с ремонтом дорог.

Не давать денег — можно ли это рассматривать как способ победить коррупцию? Вполне. Когда нечего «пилить», «распилы» должны немедленно прекратиться. Но это в теории. На практике чиновники и подрядчики заняли выжидательную позицию. Мне кажется, они ждут, когда начнутся стоны от москвичей, что «при Лужкове было лучше!». Кстати, эти голоса уже слышны...

Если верить опросам социологов, то москвичи Собянину все так же доверяют. Точнее, все еще надеются на ощутимые изменения со знаком «+». Три с половиной месяца, пожалуй, не тот срок, за который можно растратить весь кредит доверия. Да, за Собянина не голосовали, но, учитывая наследие Юрия Лужкова, на него серьезно рассчитывали.

К тому, о чем говорил Собянин, принимая присягу, прибавился еще целый ворох проблем, конкурирующих по своей актуальности со старыми. После его назначения были и Манежная площадь, и взрыв в аэропорту Домодедово. Как бы ни хотел мэр предварительно осмотреться, семь раз отмерить, обстоятельства вынуждают его действовать.

В этих, мягко скажем, непростых условиях вся деятельность градоначальника напоминает какой-то затейливый танец с шагами вперед, назад, в сторону и прыжками на месте. Что ни делает Собянин, все время наступает кому-то на ногу и за музыкой пока совсем не поспевает...

Комментарии

  • sli
  • 3 февраля 2011, 20:03
sli
ээээ....
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.