А Б В Шрифт

Какое наследство после себя оставил экс-руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев

Вадим Михайлов,

лидер Движения диггеров России

Прокуратура и Счетная палата достали Гаева из-под земли

Дмитрий Гаев официально освобожден от должности начальника Московского метрополитена.
Прокуратура и Счетная палата достали Гаева из-под земли 7 февраля 2011
Несмотря на то что Счетная палата и Генпрокуратура России нашли многочисленные нарушения в работе теперь уже экс-начальника столичного метро, Гаев не был уволен, а покинул свой пост добровольно. Новым главой Московского метрополитена назначен бывший начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин.

 

Иван Сергеевич Беседин родился 3 февраля 1954 года в городе Баку. В 1976 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «автоматизированные системы управления», кандидат технических наук. После окончания института работал научным сотрудником кафедры организации грузовой и коммерческой работы Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Затем трудился в Главном экономическом управлении МПС. Был заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, первым заместителем начальника Московской железной дороги. С 2003 года — директор Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта». В сентябре 2006 года был назначен начальником Калининградской железной дороги и работал на этом посту до последнего времени.

О предстоящей отставке Гаева, возглавлявшего ФГУП «Московский метрополитен» с 1995 года, говорили с момента назначения Сергея Собянина мэром столицы. В ноябре 2010 года новый глава Москвы обрушился с критикой на Гаева за медленные темпы строительства и большое количество нерешенных проблем. Тогда же он предложил Счетной палате проверить одну из самых закрытых столичных организаций, «чтобы не было скучно работать».

Комментируя проверки в конце декабря, глава Счетной палаты Сергей Степашин отмечал, что «положение сложное». Тогда аудитор СП Сергей Рябухин заявлял, что обнаружены нарушения в «Мосгортрансе», «Мосметрострое», столичной подземке и шести департаментах мэрии — всего на сумму 232 млрд рублей.

А 4 февраля Счетная палата России обнародовала результаты проверки деятельности мэрии Москвы с 2008 по 2010 год. Как следует из отчета, больше всего нарушений было выявлено в столичном транспортном комплексе. По данным ведомства, общая сумма нарушений составляет 215 млрд рублей. В частности, аудиторы пришли к выводу, что билеты на метро могли стоить дешевле, если бы руководство правильно решило проблему тарифного регулирования.

Деятельность Дмитрия Гаева раскритиковала также и Генпрокуратура, которая выявила нарушения в работе столичной подземки. По данным надзорного органа, Гаев за последние годы незаконно получил от предприятия доход в 112 млн рублей.

Его обвиняют в создании системы, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись либо как его личное изобретение, либо как изобретение коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном.

По сообщениям СМИ, первые «авторские» отчисления Гаев получил уже в 1999 году — 12 млн рублей. В последующие годы отчисления были уже по 10 млн рублей. К примеру, Гаев значится автором (в соавторстве) и правообладателем «автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных», «автомата для продажи проездных документов», «системы видеонаблюдения и передачи телеметрии поездов метро» и еще десяти «ноу-хау».

Генпрокуратура считает, что руководство метро заключало договоры, негативно влияющие на стоимость проезда. Кроме того, в подземке не осуществлялся должный уход за составами и станциями, что могло привести к авариям.

Генпрокуратура направила отчет мэру Москвы, перечислив все нарушения, и потребовала увольнения Гаева. Более того, был поставлен вопрос о взыскании убытков, причиненных предприятию.

Гаев, само собой, отвергал все обвинения в нарушениях при использовании бюджетных денег.

Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров комментирует уход Гаева «по собственному желанию», несмотря на обвинения со стороны Генпрокуратуры и Счетной палаты: «Проблема ухода чиновника, который на своем месте находится очень долго и оброс связями и схемами, не в самом факте ухода, а в том, насколько он передает своему преемнику все секреты, насколько возвращает все рычаги, которые после его увольнения продолжат работать», — констатирует он.

Можно предположить, что Генпрокуратура продолжить следствие по факту нарушений со стороны теперь уже пенсионера Дмитрия Гаева.

А вот работу нового начальника метрополитена москвичи смогут оценить уже совсем скоро. Не секрет, что одной из самых важных проблем подземки является работа вентиляционной системы. И удастся ли Ивану Беседину облегчить поездку миллионам пользователей метро, страдающим от духоты, покажет уже это лето.

Комментирует Вадим Михайлов, лидер Движения диггеров России, руководитель специального независимого отряда «ДИГГЕР-СПАС»

Дмитрий Гаев всегда нелицеприятно отзывался о нас, диггерах — людях, выявляющих опасные ситуации в метро. Мы занимаемся этим уже не первое десятилетие и видим, как на наших глазах Московский метрополитен умирает. От прекрасного пришвинского духа метро не осталось ничего. Шахты уходят «на ноль». Герметичность становится плохой. Аспект безопасности метро на нуле. И теракты это доказали.

За нашу деятельность Дмитрий Гаев окрестил диггеров чуть ли не бандитами и взломщиками метрополитена. Однако если бы в его хозяйстве шахты не были бы закрыты на болтики, на проволочку — то есть совершенно небрежно, — не были бы столь шокирующими наши спецоперации, проводимые по просьбе правоохранительных органов.

Мы показали, насколько незащищены наши подземные коммуникации и важнейшая транспортная артерия города. Сняли фильм, где спокойно разгуливали по рельсам — как это мог сделать любой недоброжелатель, террорист — по спецметро, в кабельных туннелях, повреждения в которых остановило бы курсирование поездов сразу по всей выбранной линии метрополитена.

Таким образом, мы добивались того, чтобы на повышение безопасности в метро выделялись деньги. Но менялись одни сотрудники, другие, а безопасность не повышалась.

Вот буквально четыре дня назад, еще до ухода Дмитрия Гаева, в метро нашли труп молодого человека. Как он туда попал? То есть получается, что бригады осмотрщиков метро не проверили и его не обнаружили.

За последние годы ничего, кроме рекламы новых станций, деньги от строительства которых непонятно куда ушли, мы, диггеры, никаких улучшений не заметили.

Мы писали многочисленные заявления в мэрию города, излагая имеющуюся у нас информацию о состоянии метро, но они, судя по всему, складывались «под сукно» Юрию Лужкову, который боролся с нами отчаянно.

Прежнее московское правительство и руководство метрополитена показало, что пока рядом с ним с палкой не будут стоять руководители страны, безопасность в подземке повышена не будет. А будет только накопление личных счетов, «отмывание» денег для себя любимых. Но о пассажирах не думал никто.

Если же новый руководитель московского метро начнет усиленно работать, в том числе и в контакте с диггерами, привести свое хозяйство в порядок ему удастся в течение ближайших трех лет.

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.