На первый взгляд, переговоры в Ватикане были одним из самых «протокольных» мероприятий в повестке визита российского лидера в Италию. Но аудиенция Дмитрия Медведева и Бенедикта XVI, по мнению многих экспертов, имеет огромное значение для дальнейшей политической карьеры нынешнего российского президента.
И дело не только в том, что самое маленькое в мире государство обладает огромным влиянием на международные процессы. Ведь Святой Престол, как известно, давно ведет активную и самостоятельную политику. Например, именно инициатива Ватикана стояла у истоков единой Европы. Можно также вспомнить, что президент Барак Обама, вызвавший в Ватикане симпатию, не преминул воспользоваться этим для повышения своего рейтинга на родине.
Главной интригой переговоров российского президента с Папой Римским стал вопрос, сможет ли этот визит приблизить первую в истории встречу понтифика с Патриархом Московским и всея Руси. Если замысел будет реализован, Дмитрий Медведев сможет отличиться на церковном поприще не хуже, чем его предшественник Владимир Путин, посодействовавший в свое время объединению Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) с Московским патриархатом.
Реализация идеи встречи глав двух христианских церквей действительно может принести Дмитрию Медведеву серьезные дивиденды. Очевидно, что это станет крупнейшим событием, которое, несомненно, прибавит популярности одному из членов тандема.
Готовность обсуждать возможность встречи Бенедикта XVI и Кирилла демонстрирует и РПЦ. «Вопрос встречи Патриарха с Папой находится в стадии обсуждения, конкретной работы не ведется, — говорит сотрудник секретариата по межхристианским связям отдела внешних церковных связей Московского патриархата диакон Алексей Дикарев. — Русская православная церковь не отвергает возможности встречи Патриарха с Папой, но только тогда, когда будут созданы благоприятные условия».
Однако не нужно забывать, что многие проблемы взаимоотношений между православной и католической церковью до сих пор не решены. Это, прежде всего, конфликт вокруг политики католической церкви на Украине, где существует такое явление, как униатство — католичество восточного обряда, которое проводит довольно агрессивную политику в отношении православия. Достаточно остро стоит и проблема роста количества католического миссионерства на территории России.
Комментирует Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всероссийского русского народного собора
Некоторых смущает, что Дмитрий Медведев — президент светского государства — обсуждает с главой Ватикана вопросы взаимоотношений католической и православной церквей. Однако Папа Римский является не только религиозным, но и политическим лидером, сохраняющим большое влияние в мире. И у президента России найдется немало тем для разговора с Бенедиктом XVI, кроме религиозных вопросов.
Нужно помнить также, что и вопрос взаимоотношений двух церквей — это вопрос международной дипломатии. Поэтому ничего удивительного в том, что он поднимается президентом России в ходе встреч на международном уровне, нет.
В XXI веке религиозные вопросы вновь стали очень актуальными. Наблюдается мощный, в первую очередь исламский, религиозный ренессанс. И на этом фоне растет роль и неисламских религиозных организаций. Если раньше подавляющее большинство террористических организаций преследовали политические цели, то теперь они позиционируют себя как религиозные. Это придает вопросу сотрудничества церквей еще большую важность.
С приходом нового Папы Римского взаимоотношения католиков и православных заметно улучшились. У предыдущего понтифика, Иоанна Павла II, была навязчивая идея приехать в Россию, вести здесь особые миссионерские программы. Его деятельность привела к тому, что позиции католической церкви оказались сильно подорванными в европейских странах.
Сейчас перед Ватиканом стоит вопрос сохранения своего влияния на исконных территориях: в Италии, во Франции. Евросоюз периодически призывает к толерантности, призывает изъять отовсюду упоминания о христианстве, ликвидировать «неполиткорректные» статуи, иконы, фрески, еще больше снижая влияние Папы Римского и католической церкви в целом.
Это привело к тому, что она уже не стремится установиться в России, конфликтуя с Русской православной церковью, а стремится сотрудничать с православными по защите интересов христианства в Европе в целом.
Проявляется это и в совместной работе, единстве позиций католиков с представителем Русской православной церкви в Европарламенте. Есть понимание, что сегодняшние проблемы затрагивают всех христиан.
Сотрудничество православной и католической церквей верующие, как православные, так и католики, воспринимают неоднозначно. И у них, и у нас есть сторонники радикальных взглядов, считающие, что ни с кем общаться не нужно, а нужно держать круговую оборону «в лесу» и ждать конца света.
Здесь важно понять, что речи об объединении церквей не идет. Папа Римский не станет настоятелем Русской православной церкви. Речь идет об объединении усилий по сотрудничеству в противодействии общим вызовам. И большинство людей, обычных верующих, это понимают.
Комментарии