Количество олимпиадников, целевиков и знатоков школьной программы по результатам ЕГЭ из Северокавказского федерального округа бьет все рекорды. Но всякий, кто говорит вслух о засилье кавказцев в высших учебных заведения страны, объявляется ксенофобом.
По официальной версии, межнациональные конфликты между студентами провоцируют некие экстремистски настроенные лица, выступающие против присутствия в московских вузах студентов из республик Кавказа и стран СНГ.
После декабрьских выступлений молодежи на Манежной площади средства массовой информации задавались вопросом, почему протестовать вышла именно молодежь. Ответ можно не только получить, но и воочию увидеть, заглянув в общежития и на факультеты столичных институтов.
Межнациональные конфликты в студенческой среде Москвы с драками и стрельбой не только не прекращаются, но и увеличиваются. И, к сожалению, проблему невозможно решить с помощью призывов к миру и дружбе среди народов — она носит системный характер и имеет под собой объективные причины.
Студентов с Кавказа набирает само российское государство, которое и оплачивает их учебу. Бывший глава Рособразования, а ныне председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин говорит: «Я инициатор решения о целевом приеме в вузы ребят из республик Южного федерального округа. Согласно закону, абитуриенты у себя на родине сдают экзамены, которые принимают преподаватели местных вузов, и по итогам этих испытаний ряд российских вузов обязуется принимать таких студентов. Эта практика появилась в 2005 году в связи со сложной ситуацией в Чечне, а потом мы распространили ее и на другие республики, в которых экономическая ситуация была ненамного лучше».
Депутат объясняет такую заботу стремлением отвлечь кавказскую молодежь от ухода в бандформирования. Однако привычка к совместному времяпрепровождению и неформальным объединениям у горячих южан никуда не делась, что наглядно демонстрирует криминальная хроника. При этом надо понимать, что только вопиющие инциденты становятся достоянием общественности — вузы, как правило, предпочитают не выносить сор из избы.
Любопытно, что у многих студентов — выходцев с Кавказа почему-то имеется московская прописка. Ответ прост: в вузы попадает отнюдь не молодежь чеченских или ингушских аулов, а отпрыски высокопоставленных кавказских чинов и бизнесменов, многие из которых уже давно переселились в Москву. Они легко могут и заплатить «кому надо» за попадание в списки приглашенных в столицу абитуриентов.
«В среде студентов-кавказцев стали формироваться группы по этническому признаку, — сетует начальник Главного следственного управления при ГУВД Москвы генерал-майор Иван Глухов. — Для устрашения других студентов они выдумывают собственную символику, снимают на видео нападения на москвичей со славянской внешностью, бросаются на прохожих с криками: «Режь русских!»
«Комсомольская правда» пишет, что на форумах и в блогах студенты жалуются на бесцеремонное, хамское поведение со стороны выходцев с Кавказа, которые при каждом удобном случае пытаются показать свое превосходство. В вузовских общежитиях нередки случаи вымогательства и насилия. Жалуются в администрацию, а уж тем более в милицию, студенты крайне редко, так как это ничего не меняет, а в некоторых случаях может обернуться против самого «истца».
Агентство Infox.ru публикует любопытную информацию о том, что, по данным управления информации общественных связей ГУВД Москвы, драки между русскими студентами и студентами других национальностей крайне редки. «В основном дерутся между собой представители народностей Кавказа. Часто это приводит к печальным последствиям», — рассказал сотрудник ведомства журналистам.
Начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Виктор Бирюков, в свою очередь, говорит, что руководство столичной милиции предложило ректорам вузов провести ревизию среди учащихся. По словам Бирюкова, нужно очистить столичные вузы от таких нежелательных студентов, среди которых попадаются не только выходцы с Кавказа, но и студенты из дальнего зарубежья.
И такой сигнал тревоги из ГУВД, обращенный к ректорам, далеко не первый. Всякий раз после очередного инцидента в вуз направляется письмо с информацией о случившемся и данными студента, задержанного за противоправные действия. Но ректораты в таком случае могут только отчислить участников инцидентов. Изменить систему приема в высшие учебные заведения они не в состоянии.
Поэтому можно констатировать, что при нынешних правилах зачисления в вузы по результатам ЕГЭ и своеобразной системе получения оценок на Северном Кавказе количество драк, подобных той, что произошла в пятницу, будет увеличиваться в геометрической прогрессии.
Александр Жуков, кандидат исторических наук, преподаватель
В российских вузах сегодня действительно наблюдается резкое увеличение количества студентов — выходцев с Северного Кавказа. Даже в профильных вузах силовых ведомств их процент за последние три-четыре года значительно возрос. Особой популярностью у приезжих пользуются, естественно, вузы, предоставляющие общежития. Причин такой ситуации несколько.
Во-первых, это введение единого государственного экзамена. Не секрет, что в национальных республиках, особенно в СКФО, процент сдавших ЕГЭ и сдавших его очень хорошо выше. Но не из-за того, что местные ребята умнее своих сверстников в регионах, к примеру, Центральной России. А из-за нередких случаев нарушения правил, процедуры сдачи экзаменов. Очень часто результаты ЕГЭ ничего общего с реальными знаниями выпускников местных школ не имеют.
Однако у вузов возможности проверить знания абитуриентов нет. Вот и получается, что уже хотя бы поэтому выходцы с Северного Кавказа имеют перед другими поступающими преимущество.
Кроме того, именно в Северокавказском федеральном округе в отличие от остальной страны наблюдается демографический бум. Высших учебных заведений здесь немного, работы нет, поэтому местные молодые люди вынуждены ехать на учебу и работу в другие регионы.
Причем, выехав в регион, где большинство населения составляют русские, кавказцы чувствуют себя как бы на враждебной территории. Сами старейшины северокавказских республик удивляются: дома молодые люди ведут себя культурно, а как выезжают в Центральную Россию — меняются до неузнаваемости. Позволяют себе то, на что дома никогда бы не пошли.
Агрессия и насилие в вузах — одна из таких вещей. Молодежь сбивается в группы по национальному признаку. А дальше происходят стычки с другими ребятами с Кавказа, с русскими сверстниками. Причем в случае конфликта с последними у кавказцев есть уверенность, что местные представители диаспор вмешаются и смогут их защитить даже от преследования со стороны правоохранительных органов.
Случаи, когда им уже удавалось избежать наказания, нередки и у всех на слуху. Так, убийц Егора Свиридова милиционеры вообще были вынуждены сначала отпустить под подписку о невыезде после того, как отделение окружило несколько десятков их земляков.
За русских же ребят заступиться некому, и русские студенты, видя такую несправедливость, организуются, когда могут, выступая стихийно против сложившегося положения и действия властей. Как это, собственно, и произошло на Манежной площади в конце прошлого года.
Сегодня многие негодуют, как могло так получиться, что в России националисты собираются в центре столицы? А причина кроется в том числе и здесь. Проблема очевидна, но решать ее никто не торопится.
Комментарии