А Б В Шрифт

Эпидемия цензурного идиотизма

Виктор СТУПИН,

«Особая буква»

Герои и жертвы «политической бдительности»

История о том, как некогда известная, а теперь возрожденная газета, еще не выпустив ни одного номера, вдруг стала флагманом свободной прессы.
Герои и жертвы «политической бдительности» 26 марта 2011
На днях состоялась презентация возрожденной газеты «Московские новости». Не ахти какой информационный повод вряд ли бы привлек внимание прессы — согласитесь, мало кого волнует сообщение, когда выйдет первый номер издания, — если бы не одно «но».

«Московские новости» уже успели громко пошуметь, чем подстегнули к себе интерес общественности и коллег по журналистскому цеху. Кто бы мог подумать, что вполне заурядная PR-акция, направленная на то, чтобы напомнить гражданам о некогда популярном издании, восстающем буквально из пепла, станет тем самым «но», которое заставит прессу и блогеров писать об «МН».

Однако, как это часто бывает, российские власти со своими запретительно-карающими по отношению ко всему подозрительному комплексами мер сами выступают лучшими пиарщиками. «Несогласные» на Триумфальной площади так и остались бы горсткой непонятных и неинтересных диссидентов, разреши им власть спокойно стоять с плакатами по 31-м числам. Но благодаря тому, что на них каждый раз обрушиваются армады ОМОНа, «несогласные» — герои хроник и узники совести.

Арт-группа «Война» была бы кучкой чудаков и «фриков», не посади власть их лидеров в тюрьму. И теперь «Война» в глазах общества прямо-таки новые нацболы, главные борцы и мученики. Ну и много всяких подобных примеров рождает российская действительность.

С «Московскими новостями» в этот раз случилось примерно то же самое. Нет, слава Богу, никого не посадили, но неприятный и, главное, сумасбродный наезд все-таки произошел, благодаря чему «МН», еще не выпустив ни одного номера, уже стали флагманом свободной прессы.

Для тех кто не знает, рассказываем… В рамках рекламной кампании газеты, проходившей под девизом «Называем вещи своими именами», редакция оплатила изготовление и вывешивание на московских улицах баннеров — перетяжек с цитатами из классиков, отражающих, по мнению журналистов издания, в том числе те вызовы, с которыми Россия сталкивается сегодня, — в общем, актуальную социально-политическую проблематику.

На рекламных баннерах были размещены семь слоганов: «Россия — страна фасадов» (Астольф де Кюстин), «Честность неотделима от свободы, как коррупция от деспотизма» (Анатоль Франс), «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою» (Михаил Салтыков-Щедрин), «Услужливый дурак опаснее врага» (Иван Крылов), «Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев» (Бенджамин Франклин), «Слава Богу, я всегда любил свое отечество в его интересах, а не в своих собственных» (Петр Чаадаев), «Русская история до Петра Великого — одна Панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело» (Федор Тютчев).

Вот тут-то и произошло событие, вошедшее в топ «Яндекса» и мощно подстегнувшее PR-усилия редакции «Московских новостей». В минувшую субботу с рекламного щита на Смоленском бульваре сняли перетяжку с цитатой Федора Тютчева про панихиду и уголовное дело, несмотря на то что рекламное место было своевременно оплачено.

«Московские новости» отреагировали на это оперативно: были оповещены СМИ, пошла волна возмущения в социальных сетях. К тому времени, когда представители рекламного агентства, ответственного за размещение постеров, удосужились объяснить исчезновение тютчевской цитаты деформированием перетяжки из-за плохой погоды, скандал уже состоялся.

Редакция объяснением осталась более-менее удовлетворена, поблагодарив общественность за то, что она «адекватно отреагировала на эту невольную проверку на цензуру».

Некоторые желчно-ироничные блогеры, разумеется, начали давать язвительные комментарии в том смысле, что, мол, за неделю до выхода первого номера лучшего повода, чтобы оскандалиться, и придумать нельзя, и вообще все это провокация хитроумной редакции для привлечения внимания к газете.

Можете счесть меня наивным и легковерным, дорогие сограждане, а я вот считаю, что чиновничий идиотизм в нашей стране не имеет границ. Если перед визитом президента Дмитрия Медведева омские чиновники убирают со стены театра афишу детского спектакля «Ждем тебя, веселый гном!», почему бы их московским коллегам не увидеть в цитате из Тютчева… ну я не знаю, экстремизм там или русофобию. Странно еще, что не тронули баннер с цитатой Франклина «Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев» — как пропаганду идей чеченского сепаратизма.

Если под прицел прокуратуры попадают произведения художников XIX века (акварель Васнецова с изображением князя Олега и волхва исследовалась на предмет экстремизма), почему бы не углядеть крамолу в поэтах того же XIX века?

Впрочем, до поэтов постепенно тоже руки доходят. Одного блогера уже судят за пушкинскую цитату про русский бунт.

И эта эпидемия идиотизма на грани мракобесия и паранойи не вчера ведь началась. Вспоминаю, как во времена недолгого премьерства Степашина, в 1999 году, от греха подальше убрали Степашку из программы «Спокойной ночи малыши!».

И не по звонку ведь из Кремля или с Лубянки все это делается, «инициатива на местах», пресловутые «эксцессы исполнительности». Уж если строим вертикаль власти — так чтоб уж колом в горле встала.

Дело даже не в том, из-за чего убирают постеры с цитатами классиков — из-за обусловленной погодой деформации или из-за действий бюрократии. Дело в том, что общество знает, что легко может быть и последний вариант. Приучили к тому, что свобода слова все время становится жертвой «политической бдительности». 

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.