Несмотря на то что к первой годовщине теракта в московском метро следствию удалось установить личности всех подозреваемых в причастности к этому преступлению, расследование дела продолжается, сообщил Маркин.
Организатором взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», по версии следствия, являлся Магомед Али Вагабов, один из лидеров террористического подполья, действовавшего на территории Республики Дагестан. Вагабова ликвидировали в прошлом году во время спецоперации.
По данным СК РФ, непосредственное руководство терактами осуществлял Гусен Магомедов — он сопровождал смертниц из Кизляра в Москву. Сейчас преступник скрывается. Местонахождение Магомедова пока не установлено, он объявлен в международный розыск, сообщил Владимир Маркин.
Почему-то в последние годы организаторы и исполнители терактов в России не доживают не только до судебных процессов, но даже до окончания следственных мероприятий. Обычно правоохранители объясняют это тем, что преступники оказывали вооруженное сопротивление и были убиты в ходе задержания. Однако регулярность гибели террористов вызывает сомнения, а причастны ли они вообще к терактам. Или их просто делают «козлами отпущения» спецслужбы, которым крайне необходимо отчитаться перед россиянами о проделанной работе.
Известно, что Израиль уничтожает террористов и сравнивает с землей дома их родственников. Но в законодательстве России не прописано такого рода нормы. В РФ нет смертной казни, хотя возможно, что большинство россиян считают ее применение для террористов и их пособников мерой справедливой и правильной.
Как бы то ни было, общество должно быть уверено в двух вещах. Первое — что террористы наказаны. Второе — что возмездие настигло именно тех, кто виноват в смерти людей. А такой возможности российские правоохранительные органы не предоставляют.
Очень хочется верить, что сведения Следственного комитета об участниках и организаторах взрывов в столичном метро верны. Но непрофессионализм и коррупция в рядах тех, кто отвечает за раскрытие преступлений, давно уже стали притчей во языцех. Именно поэтому сегодняшний рапорт о раскрытии терактов не вызывает стопроцентного доверия.
Комментирует Андрей Пионтковский, политолог
В России уже стало привычным, что боевиков не арестовывают, а уничтожают. Не припомню ни одного случая, когда виновники теракта оказались на скамье подсудимых, когда их судили бы при открытых дверях.
Итог борьбы с террором всегда один: по телевизору показывают картинку с несколькими трупами. При этом звучат заявления властей о том, что удалось уничтожить еще нескольких боевиков, участвовавших в том числе и в организации таких-то и таких-то взрывов.
Так произошло и с расследованием прошлогодних взрывов в метро. На территории Ингушетии было уничтожено несколько человек. И тут же выяснилось, что они причастны к нашумевшим терактам.
То есть наши правоохранители идут по самому легкому пути: ликвидируют людей, иногда причастных, а иногда и не причастных к бандитскому подполью, и «вешают» на них громкие преступления.
При этом от теракта к теракту у президента Дмитрия Медведева наблюдается все та же словесная реакция на случившееся: найдем и накажем. Силовики же традиционно отчитываются перед ним и народом трупами.
Прошел год после взрывов в московском метро, о которых мы вспоминаем в основном из-за того, что произошли они в самом сердце нашей страны. На Кавказе же взрывы звучат часто. Есть все основания говорить о неэффективности антитеррористической деятельности правоохранительных органов.
Комментарии