Чиновники объясняют панику новым законом «Об общем образовании города Москвы», вступившим в силу с 1 января 2011 года. Согласно ему в приоритетном порядке в школы принимают тех, кто зарегистрирован в том же районе или у кого там учатся старшие братья или сестры. Кроме того, к категории льготников относятся сироты, дети из многодетных семей и инвалиды.
На самом деле, ажиотаж при записи продолжается уже несколько лет. Связано это в первую очередь с огромной разницей между качеством обучения в школах и некоторыми особенностями столичных учебных заведений.
Во многих периферийных районах столицы количество детей-мигрантов, плохо говорящих по-русски, составляет уже половину классов. И дело здесь не в национальных или религиозных проблемах, а в особенностях преподавания. Учителя давно уже обеспокоены ситуацией, когда, например, такой предмет, как «русский язык», приходится преподавать по методике «русский как иностранный». Понятно, что качество образования русскоговорящих детей сильно тормозится, хорошие преподаватели в такие школы работать идти не хотят.
На сайте Департамента образования Москвы опубликован подготовленный независимыми экспертами список московских школ, стабильно обеспечивающих высокий уровень образования для учащихся. Согласно этому документу, только четверть школ Москвы стабильно предоставляет детям образовательные услуги на высоком уровне.
В данный список попали более 350 московских школ. Эксперты пришли к выводу, что в Западном административном округе столицы только 123 школы обеспечивают высокий уровень образования, в Южном — 42 школы, в Восточном — 63, в Северном округе — 14, а в Центральном — 40. Всего в Москве работает 1,66 тыс. школ, в них учатся около 900 тыс. детей.
Многие родители боятся, что не смогут устроить своего ребенка в хорошую школу недалеко от дома, поскольку мест на всех не хватит, и будут вынуждены отдать ребенка совсем не в ту школу, в которую хочется, либо им придется возить первоклашку на другой конец Москвы.
Однако в Департаменте образования столицы заявляют, что причин для паники в связи с записью детей в первые классы нет. Как заявил пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов, «мест в московских школах значительно больше, чем число будущих первоклассников, все желающие смогут попасть в школу, расположенную недалеко от дома».
Похожая ситуация и в других регионах страны. В Нижнем Новгороде новости от 1 апреля напоминают фронтовые сводки: «Школа №43: родители неделю дежурили, составляли списки, желающих — в три раза больше, чем свободных мест, давка, драки. Лицей №165: родители неделю дежурили, составляли списки, 31 марта вечером к школе пришел мужчина, разорвал все списки и заявил, что «утром первым будет», драка, угроза вызвать ОМОН, угроза вызвать бандитов...» И так практически около каждой хорошей школы. Списки составлялись в нескольких экземплярах, а родители устраивали переклички, во время которых фиксировали друг друга на видеокамеру: как-никак доказательство.
В Самаре папы и мамы вчерашних детсадовцев зачастую сталкиваются с необходимостью внести крупную сумму, чтобы обеспечить своему чаду беспрепятственное поступление в желаемую школу. Самарцы жаловали СМИ, что за поступление детей в одну из гимназий Советского района города нужно заплатить 40 тыс. рублей и заполнить анкету с указанием места работы и дохода. Вслед за таким «добровольным» взносом просят деньги на евроремонт: подвесные потолки, жалюзи, мебель в класс, линолеум, ксерокс...
Судя по тому, что везде чиновники обвиняют исключительно родителей, заниматься проблемой очередей при записи в школу государство пока не планирует.
Елена Мизулина, депутат Государственной думы, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей
Действительно, ситуация с приемом заявлений о зачислении детей в первые классы школ очень сложная. Проблема эта уже не новая, существует несколько лет.
Проблема не только в желании родителей отдать детей в определенные школы — в хорошие и признанные, — но и в тех правилах приема, которые существуют. В каждой школе разное количество учеников и разное количество классов. Принцип очереди абсолютно несправедлив, ведь каждый ребенок должен иметь право на качественное образование. Почему не составлять списки заранее и не дать возможность школам открыть большее количество первых классов?
В ближайшей перспективе, через два-три года, ситуация еще более усложнится, очереди увеличатся, поскольку вырастет количество детей, которые должны будут пойти в первый класс. Это произойдет потому, что был определенный всплеск рождаемости — в 2005—2007 годах, а также в связи с расформированием и закрытием многих сельских и поселковых школ.
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве
Во всех крупных городах существует проблема набора первоклассников в лучшие школы.
Но московская прокуратура в данном случае заняла странную позицию, перебаламутив накануне записи первоклассников в школу. Прокуратура опротестовала московский закон «Об образовании», который прописал так называемый «дворовый» и «родственный» принципы приема в школу.
И это породило массовый родительский психоз. Кто-то бы, может, и подождал 3 или 4 апреля, но все ринулись записываться в первый класс. Протест прокуратуры еще не означает, что московский закон будет отменен.
Как уполномоченный скажу: дети имеют право на максимально качественное образование. И никакого отбора в первый класс быть не может.
Поэтому выход один: если 150 первоклашек записались в одну школу, открывайте пять первых классов. Тем более что сейчас, в связи с сокращением количества старшеклассников, в школах достаточно помещений. А если недостаточно, можно арендовать классы в той школе, которая не пользуется спросом. Учителей, если не будет хватать, всегда можно набрать дополнительно. Или вообще администрация «непопулярной» школы пусть уходит.
Школы пойдут по пути укрупнения. Сильные будут подминать слабые, то есть объединения, скорее всего, не избежать. И потом, что за странная идея — прием с 1 апреля? Почему не перед 1 сентября? Когда очередь, давка, справедливости не бывает.
Поэтому выход один: если 150 первоклашек записались в одну школу, открывайте пять первых классов. Тем более что сейчас, в связи с сокращением количества старшеклассников, в школах достаточно помещений. А если недостаточно, можно арендовать классы в той школе, которая не пользуется спросом. Учителей, если не будет хватать, всегда можно набрать дополнительно. Или вообще администрация «непопулярной» школы пусть уходит.»
Полностью согласен. Самому скоро предстоит сына в школьники записывать. Как это будет происходить даже страшно думать. Тем более, что школу мы с женой уже выбрали (ту, в которой и сами когда-то учились), и в ней ситуация с записью еще хуже. Так и вижу себя с трехлинейкой на посту...школы!!! ))))) Если серьезно, то это более чем печально.
Удивляет даже не сама обстановка, а то почему она возникла. В стране падает рождаемость и возрастает смертность — плохо, лучшие «мозги» едут из России — опять плохо, иногородние гастарбайтеры едут в Москву (читай Россию) — вообще караул! НО!!! Когда рождаемость повысилась, то выясняется, что ни начального образования (мало мест, зданий и т.д.), ни высшего (коррупция), ни последующей достоной работы ребенок получить не может!!! Вот и остается армия и ПТУ. А дальше...дальше куда кривая судьбы выведет на пару с русским авось...
По закону детей регистрируют в школы по месту жительства. Чего только не делают наши родители, чтобы зарегистрировать ребенка в хорошую школу! Самое простое — договариваются с кем-то из микрорайона школы и переводят счета за электричество или газ на свое имя (и, разумеется, оплачивают их в течение нескольких месяцев). Формально прописки здесь нет, но счета за коммунальные услуги являются документами, подтверждающими адрес.
Во-вторых, существуют школы или классы для одаренных детей. Чтобы туда поступить, надо сдавать специальные экзамены. Поскольку число успешно сдавших намного превышает количество мест, потом проводится .. лотерея. Да-да, можно все превосходно сдать и не поступить в хорошую школу.
И в-третьих, сдают эти экзамены малыши в возрасте 4 (четырех) лет, ибо школа начинается с 5.
Про саму американскую школу писать не буду — школы и учителя бывают разные.
Совет автору — постарайтесь проверять информацию до публикации, сейчас это совсем нетрудно. Мало того, что есть сайты Boards of Education (нечто типа РОНО), есть еще многочисленные форумы русскоязычных родителей. Хотя проблема это не только русскоязычных, поэтому можно посмотреть вообще родительские форумы и даже — вы не поверите — New York Times.