А Б В Шрифт

Возвращение прежнего НТВ уже невозможно

Станислав Белковский,

политолог

Белковский: разгон НТВ был задуман еще при Ельцине — Путин лишь осуществил проект

Исполнилось ровно 10 лет с момента фактического захвата государством телеканала НТВ.
Белковский: разгон НТВ был задуман еще при Ельцине — Путин лишь осуществил проект 14 апреля 2011
Спецоперация имела кодовое название «Конфликт хозяйствующих субъектов», и обществу в доказательство даже приводились цифры кредита, который менеджмент канала должен был немедленно уплатить. Но все прекрасно понимали, «чья кошка съела мясо».

Удар был нанесен по главному на тот момент рупору независимых новостей, по самой влиятельной дискуссионной площадке, наконец, по команде, быть может, самых талантливых медийных персон. Последнее казалось не столь непоправимым: в конце концов талант всегда востребован. Однако столь яркого созвездия журналистов — Сорокина, Парфенов, Доренко, Шендерович с его «Куклами» — уже нигде больше не собиралось.

Спасти НТВ не помогла и самая масштабная за все прошедшие годы демонстрация в поддержку детища Владимира Гусинского числом в десятки тысяч человек. Косвенным следствием той неудачи стало стойкое ощущение, что никакими демонстрациями общество не может повлиять на власть.

Словом, НТВ при всех своих ярких качествах оказалось, возможно, слабым звеном, прорвав которое, система смогла выстроить свою пресловутую вертикаль, отыграв назад зачатки демократии, которые так и не успели укорениться в сознании большинства.

Некоторые эксперты либерального толка, например, сотрудник Фонда Карнеги Лилия Шевцова, считают начальной точкой сворачивания «демократического проекта» именно разгром телеканала.

Комментирует Станислав Белковский, политолог

Шансов спасти НТВ не было никаких. Мало кто помнит, что решение сломать «медийную империю» Владимира Гусинского было принято еще в сентябре 1999 года, то есть при Борисе Ельцине, а Владимир Путин всего лишь проделал не им задуманную операцию.

Не было бы Путина — НТВ был бы разгромлен все равно. Такова логика трансформации системы после событий 1993 года.

Инициатором акции против телеканала считается Александр Волошин, которого трудно заподозрить в приверженности либеральному курсу. Он действовал прагматично: государство должно было получить контрольный пакет в медийных ресурсах — и первый удар, если кто забыл, нанесли по каналу Березовского ОРТ. Поэтому никаким приоритетом НТВ похвастать не может.

К тому же непосредственным исполнителем захвата был друг Немцова Альфред Кох, о чем Борис Ефимович, наверное, предпочел бы не вспоминать.

Талантливый коллектив НТВ действительно стал слабым звеном, что психологически вполне понятно: гораздо сильнее держатся друг за дружку серые, таланты рано ли поздно все равно расходятся — в этом им лишь помогли. Да и общество в целом не успело «нагулять жирок» солидарности, чтобы оценить перспективы путинской спецоперации.

Есть ли хоть какой-то шанс вернуться к той развилке десятилетней давности? Правда ли, что Дмитрий Медведев, если он, конечно, хочет наконец из номинального президентства перейти в «модернизационный режим», должен дать зеленый свет свободе слова на ТВ?

Как это ни странно, нынешний президент может это проделать. Еще в 2007 году активно муссировался проект некоего общественного телевидения и Медведев, тогдашний глава администрации Путина, это поддерживал.

Однако и в самом лучшем варианте это будет достаточно фиктивная свобода. У государства все равно будет рубильник Останкинской башни, будут и деньги, которые сегодня решают все. И это не считая журналистской самоцензуры: она ведь и сегодня правит бал.

Цензура по типу советских времен отсутствует. Вместе с тем мало кто из пишущей братии рвется «открывать правду», мало кто рискует. Поэтому никакой «перестройки-2» не стоит ждать, уникальность момента не повторится, хоть старое НТВ и очень жаль.

 

Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.