Уже несколько дней страна обсуждает скандал между ведомством Татьяны Голиковой и директором московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем, который в присутствии премьер-министра Владимира Путина выступил с резкой критикой Минздравсоцразвития и принимаемых в сфере здравоохранения законов. Знаменитого детского доктора поддержали не только коллеги — врачи, медсестры и все те, кто работает в больницах и поликлиниках, — но и большинство жителей страны. И это понятно, проблемы здоровья касаются все без исключения. Речь только формально идет о конфликте между идеей самоуправления медицинским сообществом и административным управлением здравоохранением. На самом деле именно сейчас решается вопрос о будущем всей российской медицины.
Леонид Рошаль уверен, что медики могут самостоятельно задавать стандарты своей профессиональной деятельности, нести финансовую ответственность за членов своего сообщества перед пациентами, следить за чистотой своих рядов. Причем справятся они с этим куда лучше современных российских чиновников.
И развязанную сотрудниками Минздравсоцразвития войну против одного из самых авторитетных российских врачей — с открытым письмом Владимиру Путину и начавшимися провокациями — вполне можно объяснить страхом бюрократов от медицины потерять и свой «хлебный заработок», и возможность «давить» на слишком строптивых врачей.
Леонид Рошаль, реформа здравоохранения
Я сегодня узнал удивительную вещь: оказывается, родоначальником саморегулирования в здравоохранении является Гиппократ, а мы — всего лишь его последователи.
Если же говорить серьезно, то развитие саморегулирования профессиональной медицинской деятельности — это и есть настоящая реформа здравоохранения. Это когда Министерство здравоохранения передает профессиональным организациям вопросы сертификации, аттестации, разработки стандартов. Когда эти организации сами следят за их исполнением. Когда создаются бесплатные структуры непрерывного повышения квалификации для врачей, когда создаются независимые профессиональные экспертизы, третейские суды, комиссии по врачебным ошибкам, когда создаются нормы защиты врачебного сообщества и пациентов.
Вот всем этим как раз сейчас и занимаемся. Уже есть институты организации здравоохранения. Но речь идет не только об организации медицины, речь идет об обучении этому каждого доктора.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Лихарев, Виктория Романова, Роман Попков
Комментарии