А Б В Шрифт

20 процентов выделенных российской оборонке средств идет коррупционерам

Комментирует Кирилл Кабанов,

председатель Национального антикоррупционного комитета России

В армию коррупционеров по призыву и госконтракту

Из оборонного бюджета России разворовывается каждый пятый рубль. А в войска поступает некачественная техника и бракованное вооружение.
В армию коррупционеров по призыву и госконтракту 24 мая 2011
Такие заявления сделал в интервью «Российской газете» главный военный прокурор страны Сергей Фридинский. Он рассказал, что в 2010 году армейские прокуроры выявили почти 3 тыс. правонарушений в сфере гособоронзаказа. Причинами столь безрадостной ситуации руководитель военного надзорного ведомства считает неповоротливость исполнителей оборонного заказа и несовершенство российского законодательства. Последнее не может вызвать ничего, кроме иронической улыбки. Сергей Фридинский — частый и желанный гость в нижней палате парламента, имеющий прямую возможность объяснить законодателям, как спасти армию от коррупции. Что мешает ему это сделать — остается только гадать.

«Закрыть кормушку для коррупционеров в области гособоронзаказа мешает ряд объективных и субъективных факторов. К первым я бы отнес несовершенство законодательства, разбалансированность системы контроля и финансирования. Ко вторым — нерасторопность и недостаточный профессионализм чиновников от ОПК, а зачастую и нечистоплотность коммерсантов. Из года в год на цели обороны выделяется все больше денег, а успехи невелики. Зато совершенствуются схемы их незаконного изъятия у государства. Подлоги и фиктивные отчеты за якобы выполненные работы, откаты при реализации госконтрактов — все это в арсенале мошенников. В результате расхищаются громадные деньги», — сказал Фридинский.

По его словам, прокурорские проверки показывают, что нередко производители и субподрядчики просто прокручивают деньги, выделяемые им по гособоронзаказу, или расходуют их на другие цели. Либо производитель использует для военной техники контрафактные детали, выдавая их за новые. «Буквально на днях органами военной прокуратуры завершена проверка 275 авиаремонтных заводов, где гендиректор и его подчиненные в сговоре с поставщиками использовали при ремонте авиационной техники бывшие в эксплуатации, старые и даже неисправные узлы и агрегаты. Технические документы на них были подделаны. Материальный ущерб составил более 90 млн рублей, а о боеготовности и безопасности полетов, что еще более важно, речь в этом случае вообще не идет», — заявил главный военный прокурор страны.

По поводу заинтересованности заказчика в надлежащем исполнении госзаказа Сергей Фридинский заметил, что и в деятельности заказывающих органов Минобороны есть недостатки. Они создают предпосылки к нарушению закона при ценообразовании продукции, размещении заказов, проведении конкурсов, отборе исполнителей. Пример тому — хищения сотен миллионов бюджетных средств должностными лицами 13-го, 21-го и 29-го НИИ и другими. В первую очередь, это нарушения при установлении начальной (максимальной) цены госконтрактов, которая нередко определяется не на основе изучения сложившегося рынка, а исходя из выделенных лимитов. А стоимость продукции и цена работ определяется исполнителями произвольно — их подгоняют под выделенные ассигнования.

«Именно об этом говорил на недавнем совещании президент Дмитрий Медведев, критикуя систему госзаказов. Поставщики предлагают нереально низкие цены, чтобы получить госконтракт, а получив, выставляют запредельные требования. Или вообще не исполняют договорные обязательства», — объяснил Фридинский.

Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов обратил внимание читателей «Особой буквы» на то, что заявление Сергея Фридинского прозвучало только в ответ на слова президента. «Прежде всего должно было быть заявление прокуратуры и военной контрразведки, а потом уже заявление президента», — убежден эксперт.

Несмотря на свое несогласие с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным, который ранее говорил, что больше всего коррупционеров именно в армии, Кабанов пессимистично оценивает уровень коррупции в вооруженных силах страны. «По нашим оценкам, в военных заказах не 20 процентов уходит на откаты, а не менее 40», — сказал он.

Эксперт напомнил, что Счетная палата давно говорила о необходимости контроля над обоснованностью выделяемого на данные цели бюджета.

Собеседник «Особой буквы» уверен, что коррупционеров можно выявить еще в процессе лоббирования, выделения бюджетов, а также в процессе управления государственной федеральной, муниципальной и региональной собственностью.

Кроме того, он считает, что недавние поправки в Уголовный кодекс РФ, в частности, введение кратных штрафов за взятки, не помогут в борьбе с коррупцией.

По словам Кабанова, «бороться с высшей коррупцией в нашей стране позволит введение понятия незаконного обогащения и ратификация статьи 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией».

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.