Поисковик на домашней странице домашнего компьютера — лучший друг и помощник в мировой Сети. Его функции обширны — от метеослужбы до орфографического словаря. И среди всех поисковых систем у россиян «Яндекс», конечно, наиболее популярен — в отличие от Google его сервис более адаптирован к нашим реалиям, есть куча всяких «наворотов»: московские пробки, поиск по блогам и тому подобное.
Для интернет-публики, умеренно интересующейся политикой, роль «Яндекса» в качестве политического гида тоже нельзя недооценивать. Есть, конечно, политические гурманы, держащие в закладках десяток любимых и регулярно просматриваемых новостных ресурсов. Но большинство пользователей все же определяют степень актуальности и значимости новостей по топ-пятерке «Яндекса» либо, услышав краем уха что-то для них интересное, уточняют информацию через поиск по «Яндекс-новостям».
Так что тем, кто хочет беречь умы интернетовской аудитории от политической крамолы и идеологических диверсий, проще всего попытаться сделать это через «Яндекс». Причем вовсе не нужно жестко закрывать от пользователя те или иные темы, как в Китае. Достаточно кое-где, иногда, чуть-чуть подкорректировать реальность.
Предположим, на «Эхе Москвы» вы услышали, что некие политические активисты проводят на одной из площадей столицы акцию, тема которой вас заинтересовала. Вы лезете в «Яндекс», но там информация индексируется с опозданием и в первую очередь вылезают не условно «либеральные», независимые СМИ, которые могут дать объективную картину, а какая-нибудь казенщина с пресс-релизами ГУВД.
Например, акции оппозиции в рамках «Стратегии-31» иногда игнорировались самой популярной российской поисковой системой. При этом представители «Яндекса» ссылались на некие «технические сбои». Настораживает то, что эти «сбои», как назло, происходят лишь в определенные моменты и касаются определенных тем. Так, важные события «дела ЮКОСа» неоднократно слетали вниз в яндексовском «топе» под напором таких «мощных» информационных поводов, как круглые столы в Кремле.
Или другой пример — когда оппозиционеры повесили на мосту через Москву-реку огромный плакат с фотографией Путина (за решеткой) и фотографией Ходорковского (соответственно, без решетки) с подписью «Пора меняться!», «Яндекс» на поиск по картинкам «Пора меняться» в первое время ничего на тему акции не выдавал. В отличие, кстати, от Google.
Аналогичная ситуация была с поиском в «Яндекс-картинках» словосочетания «Партия жуликов и воров». Весной этого года проходил конкурс на плакат по данной теме. У Google индексировалось многоцветье листовок с карикатурами на единороссов, а у «Яндекс» — фотографии Навального вперемешку с фотографиями «воров в законе».
Когда популярный блогер Игорь Бигдан указал у себя в «ЖЖ» на столь очевидный разрыв в отображении действительности между «Яндексом» и Google, представители «Яндекса» вновь привычно заявили: «Наши алгоритмы (роботы) не срабатывают достаточно корректно. Можем вас заверить, что никакой цензуры не было и быть не могло. Проблема заключается в быстроте работы сервиса поиска по картинкам». Хотелось бы верить…
Помимо проблем с поиском картинок, есть и вопрос индексации нелояльных Кремлю сайтов. Так, известный экономист и политик Михаил Делягин рассказывал в своем блоге следующее: «Как сообщила мне редакция, сайт Forum.msk.ru внезапно и без объяснения причин выкинули не то что из новостей (такое бывало и раньше, и потом они извинялись, ссылаясь на «технические ошибки») — нас выкинули из поиска «Яндекса» вообще! И не реагируют уже на третье обращение с просьбой хотя бы разъяснить свои действия».
«Забавно, — продолжает Делягин, — что поиск «Яндекса» (по новостям) не ловит не только «Завтра», но и, например, «Известия», и мне не раз его сотрудники объясняли, что это «временная техническая ошибка», которую «мы уже устранили», и даже благодарили за сообщение о неполадках и «приверженность к сервису». В общем, если хотите видеть жизнь без цензурных шор — надо переходить на «Гугл», или «Нигму», или «Бинг». Хотя я привык к «Яндексу», хотя он по удобству и полноте услуг пока является лучшим, — но он стал откровенно хулиганить».
Указывает Михаил Делягин и на еще одну проблему: «Когда я всерьез взялся за создание «Родины: здравого смысла» (оппозиционная политическая партия. — Ред.), количество ссылок, которые «Яндекс» находит на мою фамилию, за две недели рухнуло в 2,5 раза: с более чем миллиона до 400 тысяч. Так, в общем, само не бывает. Ровно то же самое случилось с людьми, которые вместе со мной создают партию».
Однако существует и более острожная точка зрения. Например, блогер и гражданский активист Анатолий Глоба-Михайленко, редактирующий несколько политических ресурсов, считает, что примеры реально доказуемой цензуры в «Яндексе» обнаружить сложно: «Поисковые «роботы» работают независимо от МВД, ФСБ и администрации президента. Единственное, в чем можно попробовать уличить поисковик, — это в возможной подтасовке топа новостей и нарочном притормаживании индексации «неправильных», с чьей-то точки зрения (например, администрации «Яндекса», чьи взгляды могут иногда совпадать с мнением властей), сайтов. То есть какой-то сайт может быть проиндексирован, а также включен в каталоги «Яндекса» в корректные сроки, а какой-то будет болтаться в течение долгого времени, а владелец будет получать отказы. Причем отказ администрация никак особо не аргументирует. У них ответ примерно такой: «Если в течение трехмесячного срока Ваш сайт не включен ни в один из каталогов, значит, он нам не подходит».
Вспоминается высказывание Дмитрия Медведева о том, что необходимо устранить разницу в новостных приоритетах, существующую между Интернетом и телевидением. Вся прогрессивная публика поспешила обрадоваться, решив, что российское ТВ, исполняя президентский наказ, станет более свободным, постарается приблизиться к стандартам сетевых СМИ. Однако если сближение телевизионных и интернетовских топов и происходит, то в несколько ином ключе: Интернет постепенно приближается к останкинским канонам информационной политики.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
Комментарии