Доллар = 76,42
Евро = 82,71
«Справедливая Россия»: проблемы и перспективы
Лев Гулько: Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях доктор философских и юридических наук, зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, генерал-майор милиции Татьяна Николаевна Москалькова. Здравствуйте, Татьяна Николаевна.
Татьяна Москалькова: Здравствуйте, Лев.
ЛГ: У нас, как всегда, три темы. И говорить, как обычно, мы будем о нашей сегодняшней жизни. Давайте начнем со «Справедливой России», вокруг которой происходят всякие события. Передо мной газета, которая называется «Новая». Там есть статья с довольно любопытным заголовком — «Уйти в оппозицию или зачахнуть». Не шу-шу за спиной, а так вот сразу — либо одно, либо другое. Так о чем идет речь?
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, который покинул пост председателя Совета Федерации, становится депутатом Государственной думы. «Однако, — как пишет автор статьи, — у эсеров сегодня есть куда более серьезные проблемы, чем трудоустройство бывшего спикера верхней палаты». Например, будет ли в следующей Думе полноценная фракция «Справедливой России»? Ведь «Справедливую Россию», похоже, «сливают». И многие наблюдатели ставят вопрос так: получит ли она чуть больше семи процентов или будет довольствоваться одним или двумя мандатами?
Исправить положение и спасти «Справедливую Россию», считает автор статьи, может либо «уход из потешных войск в настоящую войну» (то есть превращение в настоящих оппозиционеров, как это было в некоторых регионах на прошлых выборах), либо вмешательство президента Медведева, который даст заметный публичный сигнал о полезности сохранения справедливороссов в следующей Думе. По мнению автора, в партии, скорее всего, ждут «позитивной президентской отмашки». Вот такой взгляд на события.
ТМ: Я не поддержала бы ни одну из этих точек зрения. Партия «Справедливая Россия» никогда не была потешными войсками. Это боевой отряд, тертый, гнутый, прошедший уже выборы 2007 года, и мартовские, и предшествующие осенние выборы. И мы видим динамику, положительную динамику. Если в 2007 году у партии было около 1000 депутатских мест, то сегодня «Справедливую Россию» представляют свыше 5 тыс. депутатов разного уровня. Динамика есть. У общества нет другой альтернативы, кроме как поддержать социал-демократические идеи. И я думаю, что само время диктует востребованность этой партии.
ЛГ: Татьяна Николаевна, я вас прерву. Вы считаете, что мы как избиратели можем на что-то повлиять?
ТМ: Конечно.
ЛГ: Или все-таки сигнал сверху важнее? Вот если Дмитрий Анатольевич скажет: да, ребята, вы молодцы... Скажет всем, как надо.
ТМ: Первое. Можем ли мы повлиять?
ЛГ: Да. Мы как избиратели.
ТМ: Это самая серьезная сегодня тема. Потому что молодежь на выборы не ходит. Потому что она не верит...
ЛГ: Смысла не видит.
ТМ: На мартовских выборах в Кирове и Тверской области, а затем и в Санкт-Петербурге мы увидели, что от народа зависит очень многое. И сегодня я очень много работаю с молодежью, бываю в разных коллективах, в школах, в вузах. И я вижу совершенно новую, думающую молодежь, которая задает очень острые вопросы. И она очень интересуется будущим России. К этому ее подтолкнула образовательная реформа, введение ЕГЭ и все большая нехватка рабочих мест за рубежом. Молодежь хочет работать здесь. Она хочет получать образование здесь. Она хочет иметь доступ к благам, и это побуждает ее идти на выборы. В марте в Кировской области, где я баллотировалась, ко мне подошла группа молодых людей: «Мы никогда не ходили на выборы. А на этот раз пойдем. Потому что сегодня особый день».
Итак, от нас зависит очень многое. От нас зависит, какой будет модель общества, модель государства, будет ли доступ к благам открыт для каждого или только для небольшой группы людей.
Теперь по поводу президента. Весь последний период президент делает последовательные шаги по укреплению оппозиции. Все проекты законов, направленные на укрепление оппозиции, внесены президентом. Это равный доступ к СМИ (и спасибо, что вы это пожелание исполняете на практике). Это ограничение досрочного голосования. Было бы еще лучше, если бы открепительные талоны выдавали только тем, у кого действительно есть серьезная причина. Еще бы хотелось, чтобы урны были прозрачными, как это принято за рубежом. И еще целый ряд гарантий, которые действительно могли бы удержать нас от использования административного ресурса и сделать эти выборы демократичными и реальными.
ЛГ: Смотрите, с другой стороны — «Общероссийский народный фронт», который предложил премьер-министр. Или не с другой, я не знаю. И партия «Правое дело» — я опять же не знаю, насколько ее можно назвать конкурентом «Справедливой России», но она тоже как-то вписывается в эту схему. Она тоже может быть — с какой-то стороны — заменой. Конкуренция.
ТМ: Я думаю, что «Народный фронт» — это ребрендинг «Единой России».
ЛГ: Конечно. Никто этого и не скрывает.
ТМ: Тогда вопрос понятен. Этот фронт остается. И на войне как на войне. Мы будем считать себя другой частью этого фронта. Что касается «Правого дела», то это организация совершенно других убеждений. Она имеет право на существование. Пусть попробует побороться за мандаты и за сердца избирателей. Но я думаю, что у олигархически настроенной структуры мало шансов завоевать симпатии. И сколько бы ни говорили, что халва сладкая, мы понимаем, что все равно это интересы той группы людей, которая заинтересована в сохранении своих благ.
ЛГ: Мы заканчиваем первую тему. Последний вопрос. То есть основным лозунгом «Справедливой России», как это, в общем-то, всегда и было, остается справедливость?
ТМ: В самом названии партии заложена главная нравственная ценность…
ЛГ: И вы считаете, что он будет успешно реализован на выборах, которые грядут? Что он может быть полезен?
ТМ: Программные цели партии «Справедливая Россия» и тот набор законодательных предложений, которые были внесены ею в Государственную думу, направлены на выравнивание в обществе этой диспропорции и на справедливость. На то, чтобы все имели равный доступ к благам.
ЛГ: Хорошо. Давайте на этом закончим первую часть нашей беседы. А во второй части поговорим о ситуации в странах СНГ, сделав, в частности, упор на Белоруссию. И немножко поговорим о Грузии.
А то, что она обращает внимание на подрастающие поколение, на воспитание достойных, серьезных граждан, граждан, каторые понимают, что будущие России в их руках очень похвально! Так держать!Брали бы все с СР пример.
Что касается оппозиции — Зюганов, сидя в Думе, палил из пушки по единоросовским «воробьям» и никогда — по главной цели — идеологам нынешнего курса и первым лицам их партии. Пока реальная оппозиция, которую боится власть — та, которую «охаживают» дубинками на площадях, заводят смешные судебные дела и т.д.. Остальные — «разрешённая» оппозиция. Нельзя же назвать оппозицией ЛДПР — смешно.