А Б В Шрифт

Катастрофа «Булгарии»: все-таки кто отвечает за нашу безопасность — мы сами или государство?

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей», — специально для «Особой буквы»

Снаряды ложатся в одну воронку по несколько раз, а мы даже не отползаем

Господин президент, запретите нам выходить из дома! А что еще делать с нами, несознательными? Мы тонем, горим, разбиваемся, потом истерим... Зачем вам лишние проблемы?
Снаряды ложатся в одну воронку по несколько раз, а мы даже не отползаем 13 июля 2011
Мы крепко застряли. Повисли где-то между советским строем, с его надеждой на райком, обком и всемогущего генсека, и безусловно загнивающим капитализмом, где рыночные отношения и разные там свободы умудряются чего-то регулировать и неплохо себя чувствовать. Опять мы ждем волевого решения по наведению порядка. Опять мы хотим определиться с тем, кто отвечает за нашу безопасность и жизнь наших близких: вы или мы?

 

Сегодня стало известно, что семьи погибших на теплоходе «Булгария» получат по 1 млн рублей от федерального правительства. В ближайшее время аналогичное решение должно принять и правительство Республики Татарстан. В принципе, эту новость можно считать хорошей, поскольку здесь есть по крайней мере намек на некую ценность человеческой жизни в России. Намек есть, но вот с ощущением ценности есть большие проблемы. Это больше похоже не на то, что жизнь ценят, а скорее на то, что от нас откупаются.

После катастрофы «Булгарии», приводнения Ан-24 и массы других трагедий последнего времени подобные вопросы возникают сами по себе. Информация о нашем плачевном положении в такой концентрации заставляет задуматься, и мысли эти не самые светлые. Разгильдяйство, равнодушие, «авось», жажда наживы, из-за которых гибнут люди, не возмущают нас, нет... Скорее, выворачивают наизнанку.

Чудовищные истории с «Булгарии» о том, как гибли дети, как сильные мужья были бессильны спасти своих жен, сыновей, дочерей, опять возвращают нас к вопросу о том, а зачем нужен весь этот государственный аппарат? Зачем нам все эти контролирующие, разрешающие, запрещающие органы с высокими кабинетами, быстрыми машинами и сытыми лицами? Понимаю, что вопросы эти выглядят чрезвычайно эмоциональными, но даже если мы все успокоимся — вопросы останутся.

Мы все это уже проходили. Трагедии, которые случаются постоянно, очень часто имеют близнецов в недавней истории. Станица Кущевская (или Кондопога) — поселок Сагра, ночной клуб «Хромая лошадь» — теплоход «Булгария». Про авиакатастрофы и теракты я даже вспоминать не буду. Каждый раз мы ждем, что после очередной трагедии что-то да изменится, но у нас получается так, что снаряды ложатся в одну воронку по несколько раз, а мы даже не отползаем.

Что нам обещают сейчас? Для наглядности возьмем новость: «Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил провести тотальное обследование всех транспортных средств в стране, занимающихся перевозкой граждан. Такое поручение глава государства дал в ходе специального совещания в подмосковных Горках. «Нам нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров», — подчеркнул президент».

Славно, если всех проверят. Наверное, много чего найдут. Возможно, кого-то уволят. Только словосочетание «тотальная проверка» уже звучало буквально полтора года назад. Тогда «тотально проверяли» все ночные клубы. Помните? Так вот, вчера я имел разговор с владельцем одного такого клуба... По его словам, все теперь нормально, жизнь вернулась в привычное русло! Пожарные больше не свирепствуют. Забирают свою мзду и тихо уходят. Предварительно, конечно, предупредив, что огнетушители нужно перевесить, а эвакуационные выходы держать свободными. Предупредить всегда нужно, а то мало ли что...

Так какова цена всем этим скрупулезным проверкам и грозным увещеваниям о необходимости навести порядок? Простите, но в это уже мало кто верит. Не честнее было бы уже признаться в том, что граждане не должны рассчитывать более на могучий государственный аппарат? Мы сами бы брали на себя ответственность, искали бы виновных, устраивали «тотальные проверки». Признаюсь, жестокое это было бы зрелище. Висели бы уже на ближайшем суку и владельцы «Хромой лошади», и владельцы «Булгарии» рядом с арендаторами, субарендаторами и всеми государственными контролерами.

Не о народном мщении я говорю, а о зачатках правосудия. Пройдя путь от «Русской правды» ярославичей до Уголовного кодекса РФ, на эмоциональном уровне мы вернулись в дремучие времена, когда и законных уложений еще не существовало. Точнее, не мы вернулись, а нас возвратили.

Когда не осталось страха ни перед законом, ни перед Богом, и совести когда не осталось, что прикажете делать нам — простым смертным? Жуткие слова прозвучали накануне о фактической неминуемости произошедшей трагедии: «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное. И если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Вот случилось, причем с самыми страшными последствиями». Страшнее всего то, что эти слова произносит глава государства.

Да, я понимаю, что сейчас прозвучат слова и о том, что люди, собравшиеся на «Булгарии», отчасти и сами виноваты. Влезли в «корыто», не уточнили максимальное число пассажиров, которое может взять судно на борт, не справились о лицензии на перевозку, не стали спрашивать о техническом состоянии теплохода, наличии спасательных средств — много чего еще не сделали. Купились, одним словом. Задешево решили прокатиться с комфортом на ржавой накренившейся посудине. Каюсь, мы такие. Но здесь мы возвращаемся к самому началу размышлений. А вот весь этот огромный чиновничий аппарат, который имитирует какую-то деятельность и констатирует, что мы в полной заднице, — он нам все же зачем?

В 1995 году на экраны вышла местами смешная, по большей части абсурдная комедия «Ширли-мырли». Помню, в финале там была сцена, когда всех жителей РФ на несколько лет вывозят на Канары, чтобы турецкие рабочие сделали в стране капитальный ремонт. Так вот, мысль о том, чтобы вывезти всех на время ремонта в стране или уехать самому, сейчас не смотрится уж настолько абсурдной. Страшно хочется залечь и переждать. Вернуться в то время, когда теплоходы не тонут, самолеты не падают, но... Кто будет делать этот капитальный ремонт в государстве Российском, если никому, кроме нас, это не нужно?

А еще нам рассказывают о том, что ремонт идет полным ходом. И я до сих пор понять не могу: то ли у ремонтной бригады руки кривые, то ли с прорабами нам круто не повезло.

 

Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.