Госдума провела внеплановый «Правительственный час», посвященный вопросам безопасности на транспорте. Поводом для срочного приглашения главы транспортного ведомства стали масштабные катастрофы последнего времени.
Комментируя выступление Игоря Левитина, лидер «Справедливой России» уже написал в своем блоге: «Если министр транспорта называет катастрофы и трагедии «событиями», дальше без комментариев. Все предельно ясно».
Левитин рассказал об общем состоянии российской гражданской авиации, сообщив, что средний возраст воздушных судов составляет 21 год. Министр также заявил, что почти две трети аэродромов гражданской авиации в стране нуждаются в срочной реконструкции и модернизации, а из 332 действующих аэродромов только 62 процента имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, причем большинство из них были построены более 40 лет назад.
Депутаты узнали и о том, как обстоит дело с речными пассажирскими судами и железными дорогами. Доклад был насыщен разнообразными цифрами и фактами. Но в нем ничего не прозвучало о том, кто несет ответственность за пагубное состояние российского транспорта.
Хотя, судя по тому, что ни «Булгария», ни крушение самолетов под Петрозаводском и Ярославлем не заставили Игоря Левитина написать прошение об отставке, своей вины в гибели сотен людей он не видит. Более того, говоря о состоянии транспортной сферы, министр не упоминал непосредственно катастрофы — о крушении Як-42 он вообще «забыл».
Лишь возмущенные вопросы парламентариев заставили его рассказать о предпринятых мерах — Росавиация дала рекомендации по проверке всех самолетов типа Як-42. А выход из тупиковой ситуации министр видит в ужесточении наказания за нарушение транспортного законодательства.
Это, кстати, стало уже нормой при отчетах членов правительства в парламенте. Все они, как правило, внимательно выслушивая критику в свой адрес, делают своеобразный обратный ход — просят депутатов изменить законы. Что в переводе с политического языка звучит как: «Прежде чем что-либо требовать, пишите хорошие законы». На этом обычно все и заканчивается.
И Левитин не стал исключением. «Единая Россия», правда, заранее декларировала, что ни о какой отставке речь идти не будет. Однако то, что было нормальным в предыдущие четыре года, становится опасным во время предвыборной кампании. Так что представители партии власти, вероятно, недосчитаются голосов и в Татарстане, и в Ярославле.
И вообще привычка нынешней российской власти перелагать ответственность за какие-либо трагедии и неудачи на чиновников «второго эшелона» или тех же депутатов может пагубно сказаться на результатах выборов в Государственную думу.
Видимо, Кремль, санкционируя дальнейшее пребывание Игоря Левитина на посту министра транспорта, рассчитывает на короткую человеческую память. Действительно, россияне настолько привыкли к человеческим жертвам на транспорте, что забывают о трагедиях через недельку-другую.
Но гибель хоккейного клуба «Локомотив» выбивается из этой тенденции. Слишком многие россияне восприняли трагедию как свою личную, и Игорь Левитин в их понимании — один из главных виновников произошедшего. Ведь в отличие от власти наши граждане хорошо осознают, что ко многим транспортным катастрофам приводят не отдельные ошибки отдельных экипажей, а системный бардак в подведомственной Левитину отрасли.
Александр Куликов, депутат Государственной думы
Сегодня, в ходе заседания Государственной думы, на котором выступал министр транспорта Игорь Левитин, я задал ему вопрос: «Что он как глава ведомства сделал, получив сообщение о катастрофе под Ярославлем, что сделал для выяснения причин и условий произошедшего, какие принял меры?»
Ведь версии ходят разные. В том числе и распространенная в самом Ярославле: взлетная полоса, с которой улетал самолет с хоккеистами, не приспособлена для полетов, а главная взлетно-посадочная полоса принимала самолеты, на которых прилетали высокие федеральные чиновники на проходившее здесь свое мероприятие?
Министр полностью ушел от ответа на вопросы, стал юлить.
В «Единой России» еще перед выступлением Левитина заявляли, что они не допустят его отставки, требуемой оппозицией. Для партии власти это совершенно характерно. Это концепция кадровой политики, проводимой единороссами на протяжении всех лет существования их партии в отношении людей, которых она вывела на высшие руководящие должности страны. Ни одни из министров, доказавших свою неспособность выполнять обязанности, — Грызлов, Нургалиев, Голикова, Фурсенко и другие — не были отстранены от должностей. Хотя доказательств их несостоятельности более чем достаточно.
В течение всего года ходили слухи о том, что перед выборами будет снят один из министров, чьей деятельностью наиболее недовольны в народе, для поднятия рейтинга власти и «Единой России». Это некая кость, брошенная народу. Подобные методы циничны и используются государством на протяжении всех последних 20 лет.
Но неизвестно, решатся ли на это в ЕР. Многое зависит от лидера единороссов. Насколько он готов отойти от своего принципа: своих не бросать. Пусть даже они несостоятельны или преступны.
И все же шаг такой перед выборами вполне возможен.
Анатолий Локоть, депутат Государственной думы
Игорь Левитин — штатный председатель комиссии по расследованию причин катастроф. Ведь в России одна катастрофа сменяет другую. Причем и на воздушном, и на водном, и на железнодорожном транспорте. Но Левитин остается на своем посту. «Единая Россия» не намерена никого сдавать перед выборами. Они же понимают, что ответственность ложится тем самым на правящую партию в целом.
Сегодня нет личной ответственности высших чиновников за то, что происходит. Министры всегда остаются в стороне, назначается «стрелочник».
Для «Единой России» главное, что Левитин — член правительства, которое утвердила эта партия. И любая замена или отставка — обвинение в их адрес, в том числе политическое. Поэтому единороссы изо всех сил защищают не Левитина, Сердюкова, Кудрина или Фурсенко, а честь мундира и лицо самой ЕР.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Елена Славолюбова, Александр Газов
Комментарии