А Б В Шрифт

Россия взвалила на себя сразу семь глобальных госпроектов

Комментируют Никита Кричевский, Сергей Жаворонков

ОБХСС на них нет…

Россия в ближайшие несколько лет реализует ряд крупнейших проектов, таких как Новая Москва, развитие регионов Северного Кавказ, Олимпиада, чемпионат мира по футболу и другие, общая стоимость которых составила почти 20 трлн рублей.
ОБХСС на них нет… 23 сентября 2011
Однако их реализация связана с коррупционными скандалами и сомнениями аналитиков в правильности вложения столь значительных средств. Экономисты и политики всех мастей в один голос твердят, что триллионы, выделенные из российского бюджета, не окупятся. Тогда зачем же они нужны?

РБК выделил самые дорогие и значимые государственные проекты ближайшего будущего. В список вошли приближающаяся Олимпиада в Сочи, план расширения Москвы, строительство российской «Силиконовой долины», коей должно стать «Сколково», строительство курортов на Кавказе и другие масштабные проекты.

Список представляется таким: Новая Москва — примерная стоимость реализации проекта 10 трлн рублей, развитие регионов Северного Кавказ — 5,5 трлн рублей, Олимпиада и ЧМ-2018 — 2 трлн, Трубопроводы — 1,24 трлн, АТЭС — 0,6 трлн, ГЛОНАСС — 400 млрд, «Сколково» — 100 млрд.

Надо отметить, что все эти проекты, как говорят власти, призваны создать имидж России как современного, динамично развивающегося государства, более того — стать катализаторами дальнейшего развития экономики и помочь сохранить в составе страны приграничные регионы.

По мнению экономиста Никиты Кричевского, с точки зрения экономики все эти проекты не обоснованы, потому что они слишком затратные и не просчитаны.

«Слишком мало прошло времени для того, чтобы рассчитать, сколько именно понадобится бюджетных средств на реализацию, к примеру, Новой Москвы или чемпионата мира по футболу. Как правило, на расчет подобных проектов уходит год, и занимается этим делом целый институт. Поэтому, на мой взгляд, делать такие поспешные вложения и тратить силы заставляет коррупционная оставляющая», — утверждает эксперт.

Кричевский считает: для того чтобы это прекратить, необходимо создать службу по противодействию коррупции и наделить ее авторитарными полномочиями.

В свою очередь, старший эксперт Института экономической политики Сергей Жаворонков согласен, что средства, выделенные на перечисленные проекты, вряд ли окупятся. «Показательный пример — это подготовка к саммиту АТЭС. Непонятно зачем придумано проводить его на пустынном острове Русский и ради этого строить огромный мост, что фактически никому не нужно. Ведь там даже нет жителей», — рассказывает эксперт.

Что касается Северо-Кавказского региона, продолжает он, то наблюдается неспособность властей собирать в СКФО налоги, а миф о том, что Кавказ — это особо бедная территория, — абсолютная неправда.

«Если вы зайдете в типичный кавказский дом, то найдете его более богатым, чем среднестатистический дом москвича. Здесь проблема в том, что жители Кавказа не хотят платить налоги, местные власти не готовы их собирать, а расплачиваться за это предлагается федеральным властям. Кроме того, там существует целая индустрия различного рода афер», — поясняет Жаворонков.

По его словам, в случае Дагестана аферой является ежегодный паводок и борьба с его последствиями, поскольку якобы затапливаются огромные территории: «Это все бред, который существует на бумаге, никакого паводка на самом деле там нет. А ведь ежегодно из Москвы уходят туда огромные деньги».

Экономист отмечает, что на «Сколково» траты более разумные, чем на АТЭС и Кавказ. Хотя и с этим проектом ладно далеко не все.

«Нынешняя модель «Сколково» предполагает, что вам достаточно зарегистрировать в нем юридическое лицо, и вы получите льготы по налогам, а товары будете ввозить импортные. Власти гордо заявляют: «Крупнейшие мировые компании готовы стать резидентами «Сколково». Разумеется, готовы, потому что они получают налоговые льготы, но они вовсе не собираются разворачивать какие-то производства на территории России, поскольку ввозят уже готовую продукцию», — говорит Сергей Жаворонков.

Продолжаются вложения в подобные проекты только потому, что на этом можно украсть. Ведь только на строительстве крадется до 50 процентов бюджета, что замечательно и полезно для тех, кому эти деньги достаются, пояснил собеседник «Особой буквы».

«На самом деле расточительных проектов не семь, а восемь — не стоит забывать про НИОКР. По таким статьям бюджета, как всевозможные военные закупки и НИОКР, можно красть не 50 процентов бюджета страны, а все 100 процентов. Эти расходы засекречены, и проверить их никак невозможно», — подытожил Жаворонков.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.