Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сергей Юрский, ч. 1
— Почему российская культурная элита почти всегда поддерживает власть?
Не соглашусь с тем, что всегда или даже почти всегда. Но что поддерживает и это некое новое явление, согласен. Почему?
Культурной элитой нынче называется только успешная элита. Еще 20—30 лет назад общественная успешность была не единственным критерием. Имелся целый ряд других. А сейчас успешность связана с материальными средствами и количеством появлений на экране. Успешность определяет телевидение. Поэтому культурной элитой называется именно эта часть.
Но это полбеды. Беда же, на мой взгляд, заключается в том, что исчезла интеллигенция. Ведь когда вы говорите о культурной элите, вы, по всей видимости, говорите именно об элите, а не об интеллигенции. Интеллигенция — это интеллектуальный слой, который имеет возможность проповедовать и поддерживать не обязательно то, что составляет его выгоду, как это делают всевозможные лоббирующие группы. В силу того, что у представителей этого слоя есть время для свободного мышления, они могут исходить из истины, как они ее понимают, или из Божьего замысла. По-разному можно это называть. Так вот, этот слой — интеллигенция — исчез.
В советское время формально выделялись три класса: рабочие, крестьяне и прослойка интеллигенции. Это деление сугубо условно, но я сейчас говорю только об интеллигенции. Как актер, общающийся с теми, кто вхож в большие зрительные залы, я знаю, что эта прослойка была не только в Москве и Ленинграде, не только в Киеве, Риге, Свердловске и Тбилиси. В самое застойное время мне довелось объехать всю страну с концертами, довольно трудными для восприятия человеком неподготовленным. Аудитория была подготовлена. Это было то самое, что называется интеллигенцией.
Я видел эту прослойку везде — от Калининграда до Южно-Сахалинска, от Тбилиси до Архангельска и северных городов. У меня есть доказательства. Не буду их приводить. Но если хотите, то могу привести.
Эта интеллигенция, представители которой могли узнать друг друга по нескольким словам, по стилю речи, по кругу интересов, исчезла.
Что случилось? Как говорит один персонаж, которого я играю, одни спились, другие скурвились, третьи сошли с ума. Наверное, можно привести и другие причины. Но если эти три глагола — спились, скурвились, сошли с ума — трактовать расширительно, то это будет довольно большой объем, показывающий, что эта прослойка исчезла.
Это не значит, что у нас нет людей, которые были бы честны, благородны, креативны, талантливы и все одновременно. Они есть. Они никуда не делись. Но в количественном плане они не составляют прослойки. В колеса государственной машины вот-вот набьется столько песку, что он начнет ломать зубцы и все остальное. Нет той прослойки, которая была смазывающим, соединяющим материалом, которая до поры до времени давала этим колесам возможность крутиться и не ломать зубцы, а двигать саму машину. Это громадная опасность.
Не буду говорить о том, что надо восстановить интеллигенцию. Открытую бутылку шампанского нельзя обратно заткнуть пробкой. Напиток уже не тот. Бутылка открыта — и все. Значит, мы находимся на переломе, на переломе времени. Ставим новые задачи. Если это будет называться интеллигенцией, можно оставить и это название. Но может появиться абсолютно новое название того, что необходимо обществу.
Комментарии