Болгарские события напоминают одновременно и Манежку, и Сагру. Взорвавшая спокойную славянскую страну искра — гибель молодого болгарина под колесами автомобиля, принадлежащего водителю цыганского барона, — подобна убийству Егора Свиридова, которое заставило тысячи молодых россиян признать и вслух заговорить о крахе политики мультикультурности. И у нас, и у «братушек» самыми активными участниками акций стали футбольные фанаты. И в Москве, и в Софии люди вышли на улицы, в том числе с требованиями справедливого расследования преступления. И российские, и болгарские власти обвиняют в беспорядках «радикальную молодежь», заявляя о личностном, а не этническом характере преступления.
Параллели с Сагрой, на первый взгляд, не столь очевидны. Но вспомним, жители екатеринбургского поселка подозревали в наркоторговле и обвиняли в воровстве именно цыгана. Драка с приезжими была лишь последней каплей для людей, возмущенных тем, что принесли и во что превратили их деревню представители «кочевого племени». Также и жители деревни Катуница близ Пловдива, откуда и начались болгарские выступления, были, судя по всему, давно измучены «цыганским вопросом». Получив трагический предлог, сельчане тут же схватились за вилы.
Подобно российским властям в декабре 2010 года беспомощно и растерянно повели себя и болгарские власти. Президент страны Георгий Пырванов, призвав граждан к спокойствию, признал, что многие цыганские авторитеты действительно не платят налоги. Премьер-министр Бойко Борисов пообещал, что виновные в народном возмущении будут строго наказаны. Лидер болгарской националистической и антинатовской партии «Атака» Волен Сидеров потребовал внеочередного созыва Консультативного совета по национальной безопасности и рассмотрения на нем вопроса «Цыганская преступность — угроза национальной безопасности». Но ясно, что даже примерное наказание задавившего юношу водителя не сможет примирить болгар с теми бедами, которые приносит им цыганское соседство.
Самое опасное и страшное в том, что приемлемого выхода из этого жесточайшего национального кризиса нет. Как нет его и в России, где вопрос криминализации цыганского населения поднимается только гражданами и некоторыми анонимными сотрудниками правоохранительных органов.
Для жителей российских городов, особенно небольших, давно не секрет, что места компактного проживания цыган являются зоной свободной торговли наркотиками. А среди представителей этого народа, осужденных за наркопреступления, доля рецидива составляет более 60 процентов.
Специалисты объясняют это тем, что психологически наркоторговля не воспринимается «ромалами» как преступление. Для них это хоть и рискованный, но вполне обычный способ хорошего заработка.
Большинство преступлений, совершаемых цыганами, имеют специфические особенности: они очень дерзкие и представляют повышенную сложность для раскрытия. Дело в том, что в наркобизнес, так же как в воровство и вымогательство на улицах, цыгане втянуты целыми семьями, а кровные связи обеспечивают круговую поруку. В криминальном бизнесе здесь используют собственных детей, беременных женщин, то есть всех, к кому закон максимально мягок.
Но решить проблему криминального беспредела части цыганской диаспоры в России власти не могут. Для этого пришлось бы назвать вещи своими именами и признать этнический характер проблемы, что, как известно, у нас считается экстремизмом и строго карается законом.
Комментирует Александр Михайлов, кандидат политических наук, специалист в области политического PR
В Болгарии и Румынии цыган очень много. И для этих стран данная группа граждан является проблемой.
Цыгане не любят работать, склонны к совершению преступлений. К примеру, несмотря на то что цыган в России относительно мало, их численность в местах лишения свободы непропорционально велика. Особенно часто встречаются среди них те, кто сидит за торговлю наркотиками.
Склонность к нарушению уголовного законодательства присуща подавляющему большинству представителей этого этноса. Причем не имеет значения, где они проживают: в Румынии, на Украине, в России или Уругвае. Везде их поведение и образ жизни вызывает резко отрицательную реакцию местного населения. Все помнят недавний скандал во Франции, откуда, невзирая на западные ценности, права человека и свободу перемещения между странами Евросоюза, в Румынию были высланы тысячи цыган под единодушное осуждение европейских правозащитников.
В России главное недовольство жителей центральных областей страны вызывают выходцы с Северного Кавказа. По той же причине: их много, их поведение и образ жизни возмущают, в чем очень часто они сами и виноваты. Так что случай в уральской Сагре, где жители ополчились против местного цыгана, торговавшего, по их словам, наркотиками, все же скорее исключение.
Резкая реакция футбольных фанатов на действия раздражающих групп населения — кавказцев в России и цыган в Болгарии — вполне объяснима. Сами по себе фанаты, болеющие за тот или иной клуб, являются группой сплоченной. К тому же достаточно агрессивной. Соперничество с болельщиками других команд, нередко выливающееся в потасовки друг с другом и полицией, приводит к тому, что они становятся готовыми к применению силы и не боятся этого делать. Катализатором фанатских выступлений в Болгарии, как и в Москве год назад, стала смерть подростка.
Примечательно, что болгары подобно российским властям пытаются уйти от национального аспекта, безусловно, присутствующего в происходящем. Так, болгарский президент Георгий Пырванов особо подчеркнул, что «случившееся носит личный характер, а не этнический». Однако трагических смертей, в том числе и молодых людей, под колесами автомобилей достаточно и в Болгарии. Но подобные наезды, совершенные не цыганами, фанатских столкновений с полицией не вызывают.
Точно так же пытаются закрывать глаза на национальный аспект преступлений и у нас. Бывает, конечно, что то или иное происшествие носит чисто бытовой, частный характер. Но в большинстве случаев этот аспект однозначно присутствует.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии