Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Особенности региональной предвыборной кампании
ЛГ: Итак, часть третья. Регионы. Очень сильно отличаются регионы от столицы? Может быть, настроением? Тут бурлит, а там все течет потихонечку — та же политическая жизнь.
СМ: Политическая жизнь отличается. Но общие моменты есть везде. Более откровенный диктат региональных властей. Возьмем хотя бы выборы. На региональных выборах административный прессинг намного сильнее, чем на федеральных. Там подключаются личные интересы губернатора и каких-то людей из его окружения. В результате во многих случаях этот административный ресурс действует более откровенно, более жестко и более нагло. Есть регионы более либеральные, есть более жесткие.
ЛГ: От чего это зависит?
СМ: От личности губернатора. Вот, например, Кемерово. Там практически диктатура. Человек участвовал в выборах, и только за то, что он выдвинулся, его выгнали с работы. Так жестко и неконструктивно мало где работает административный ресурс.
ЛГ: А это зависит от того, богатый регион или дотационный, бедный?
СМ: Нет. От этого не зависит совершенно. В чем у нас часто мифология по поводу дотационных и недотационных регионов? Иногда люди не понимают толком, откуда какие средства идут в регион. Есть много каналов направления средств из федерального бюджета. Вообще, эта система, конечно, неправильная. Это встречные финансовые потоки, когда у вас из региона сначала все забирают, а потом возвращают обратно. Получается, что вас искусственно делают дотационным регионом. И какие регионы по-настоящему дотационные, а какие доноры, разобраться бывает не так уж и просто. За исключением некоторых очевидных случаев.
ЛГ: Теперь, может быть, вы расскажете о партии «Яблоко», у которой, естественно, тоже есть ячейки в регионах? Какова там ситуация?
СМ: Я уже говорил об административном ресурсе. Есть еще такой фактор, как криминализация. Есть регионы, где криминализация продвинулась в среднем дальше, чем по стране. Откровенно криминальный подчерк властей, в том числе и в политической сфере.
Возьмем, например, Свердловскую область, Екатеринбург. Откровенно криминальное политическое заказное преследование лидера Екатеринбургского «Яблока» Максима Петлина. Сейчас он сидит в тюрьме. Сидит за что? За то, чем мы в Москве занимались в гораздо больших территориально масштабах. Он спасал парк от застройки. Торговый центр. Земля абсолютно незаконно захвачена застройщиками. Застройщики — выходцы с Уралмаша (известная группировка). И они организовали против него заказ. И очень быстро сработала вся система. И следственные органы, и суды — все на стороне по сути дела бандитов. В Москве (мне есть с чем сравнивать) до такого не доходило. А там это запросто происходит.
ЛГ: В таком случае чем отличаются агитационные кампании в Москве и в регионах? Учитывая то, что вы сказали, это же должны быть две разные вещи.
СМ: Пока мы занимаемся сбором подписей. До полноценной агитационной кампании еще дело не дошло.
ЛГ: А чем будут отличаться?
СМ: Чем будут? Конечно, мы будем пытаться по максимуму присутствовать в средствах массовой информации. Будет еще полевая кампания. Что касается наружной рекламы, то есть признаки того, что она будет ограничена. Например, один из рекламных начальников сказал, что вообще не будет никакого развешивания билбордов. Никому не разрешат.
ЛГ: Ни одной партии?
СМ: Если говорят никому, то, скорее всего, «Единой России» разрешат в какой-то форме. Остальным не разрешат. Что касается телевидения, то мы тоже сильно ограничены. Будет бесплатное время, но его будет не очень много. А платное время — пожалуйста, приходите и выкладывайте по 1300 долларов за одну секунду.
ЛГ: За секунду?!
СМ: Да.
ЛГ: Это какие-то бешенные деньги!
СМ: Посмотрите официально опубликованные расценки. Прайм-тайм на первом и втором каналах. Именно так. Естественно, для кого это делается? Для самой богатой партии в стране. Чтобы она безраздельно заполнила платный эфир. Может быть, есть кто-то еще с сопоставимым потенциалом. А вообще, на самом деле с этого начинается коррупция. Именно с этого. Недавно у нас опубликовали книгу «Ли Куан Ю» (это лидер Сингапура, благодаря которому Сингапур вошел в десятку самых некоррумпированных стран). Там черным по белому написано: коррупция начинается с раздутых избирательных фондов. Если такие невообразимые фонды, как у нас сейчас, позволены, значит, дается прямой импульс к связи политической партии с крупным бизнесом. Она берет у него деньги на кампанию. Она ему обязана. Она изначально выполняет его заказ. Отсюда и возникает та олигархическая система, о которой мы говорили.
ЛГ: Но, несмотря ни на что, вы же все-таки будете бороться?
СМ: Мы уже боремся. Будем зубами вырывать победу.
ЛГ: Вы же будете надеяться — и на себя, и на своих избирателей?
СМ: Безусловно.
ЛГ: Спасибо вам большое. Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко», был сегодня у нас в эфире. Хочется пожелать вам удачи.
СМ: Спасибо.
Материал подготовили: Лев Гулько, Алексей Козин, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Мария Пономарева
Тюменская кепка такая же беззаконная, как и московская. Нет закона и вот Вам банда. Пока тихая и осторожная. Возможно набрала бы силу, но нет денег в рашке уже.
Всего Вам Доброго!
- А что, фрейлейн, давно я вас хотел спросить, во Христа-то вы сами веруете?..
-Ну вот то-то и есть! — проговорил он с таким выражением в лице, какого я еще никогда у него не видела. — Мудры вы, сильны, честны, славны. Все у вас есть. А Христа нет. Да и на что вам? Сами себя спасаете. Мы же глупы, нищи, наги, пьяны, смрадны, хуже варваров, хуже скотов и всегда погибаем. А Христос Батюшка с нами есть и будет во веки веков.
Дмитрий Мережковский, Петр и Алексей