Доллар = 76,42
Евро = 82,71
От имитации борьбы с коррупцией к настоящей борьбе
Лев Гулько: Здравствуйте. У нас сегодня в гостях член экспертного совета комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Дмитрий Горовцов. Здравствуйте, Дмитрий.
Дмитрий Горовцов: Здравствуйте, Лев.
ЛГ: У нас, как всегда, три части. Я сейчас назову темы. Темы глобальные. Первая тема — коррупция. Вторая тема — социализм или социал-демократия, как хотите. И третья тема — жизнь и судьба тех людей, которые в общем-то всегда Россию вытаскивали. Это шахтеры. О них мы и поговорим в третьей части нашей программы.
Давайте начнем с коррупции, раз вы член экспертного совета комиссии Госдумы по коррупции. Я нашел в Интернете ваши слова: «Чтобы победить российскую коррупцию, нужно прекратить изобретать велосипед, придумывая якобы уникальные для Российской Федерации методы. Для начала достаточно ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией». Если коротко, Дмитрий: почему мы до сих пор ее не ратифицировали? В чем загвоздка? Мы же боремся с коррупцией.
ДГ: Вообще, тема коррупции огромная. Нужно рассматривать различные ее аспекты: экономические, политические, организационные, правовые. Я позволю себе высказать свое мнение о причинах наших неудач в борьбе с этим злом. Все, что происходит в Российской Федерации в последние десятилетия в плане борьбы с коррупцией, можно назвать имитацией борьбы с коррупцией или псевдоборьбой с коррупцией. Потому что действительно огромное количество правовых актов, которые разрабатываются и принимаются Государственной думой, — они не работают. Они не работают, поскольку изначально заложенные в них механизмы нежизнеспособны.
Для того чтобы сделать реальные шаги в борьбе с этим злом, нужно просто посмотреть на имеющийся мировой опыт. Не надо ничего изобретать. Велосипед давно изобретен — и не нами. Надо посмотреть, насколько это применимо к нашим условиям, к нашей действительности. Уже более пяти лет тому назад Государственная дума Российской Федерации ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, сделав оговорку, касающуюся 20-й статьи. Она небольшая по объему. Речь идет о незаконном обогащении. И эта проблема шесть лет не решается, хотя в Думе существует соответствующий законопроект. Его внесли коммунисты Куликов и товарищи. Но он еще не был даже рассмотрен комитетом.
ЛГ: Скажите, а что изъяли? Что там такого страшного? Это наша особенность, что ли, незаконное обогащение? Сами себя защитили?
ДГ: Я поясню, с вашего позволения, потому что не все знакомы с международным правом, не все интересуются этой спецификой. Речь идет о незаконном обогащении чиновников. Именно чиновников. Это не распространяется ни на бизнесменов, ни на простой люд. Особенность в том, что, введя эту норму в наше внутреннее законодательство, в частности в Уголовный кодекс, мы должны были бы бремя доказывания возложить на собственника. О чем идет речь? О том, что необходимо декларировать не только доходы (это законодательно закреплено в настоящее время), но и расходы. И смотреть на соответствие расходов доходам.
ЛГ: Давайте я сразу задам вопрос. Боятся, что ли?
ДГ: Боятся гигантского несоответствия. Чудовищного расслоения официально декларируемых доходов в виде заработной платы, доходов от научной, творческой деятельности… Средняя зарплата чиновников составляет около 100 тыс. рублей
ЛГ: Неплохо.
ДГ: Неплохо. Можно жить — и неплохо жить. Но вдруг появляется особнячок на Рублевском шоссе стоимостью как минимум 10 млн долларов.
ЛГ: Я сразу вспоминаю «Двенадцать стульев». И слова Остапа: «Шура, зачем вам деньги? У вас же нет фантазии». Ну взял ты деньги — чего же ты сразу стоишь эти хоромы? Подожди. Надо быть похитрее.
ДГ: Дело не в хитрости — и не в отсрочке вкладывания наворованных средств. Именно наворованных. Поскольку где источник этих средств? В откатах. Не так давно были арестованы (суд, правда, в этом отказал, но следствие настаивало) несколько чиновников Федеральной миграционной службы, которых обвиняют в хищении из бюджета около 67 млн рублей. Хорошая цифра. Из этого и складываются те самые рублевские дачи, виллы, особняки и так далее. То есть необходимо жестко поставить это под контроль, под законодательный контроль. С соответствующими мерами ответственности в Уголовном кодексе.
ЛГ: Совсем скоро выборы. «Справедливая Россия», в которой вы имеете честь состоять, — она же будет, если пройдет в Государственную думу, каким-то образом поднимать этот вопрос?
ДГ: Вне всякого сомнения. Более того, я напомню историю возникновения этой темы. Именно наши руководители — Миронов и Левичев — в начале апреля этого года затронули ее на встрече с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, и сутки спустя он дал поручение руководителю аппарата правительства вице-премьеру Володину обеспечить разработку соответствующего проекта закона. И именно это, по нашему мнению, и послужило причиной, скажем так, той дикой травли, которая развернулась в отношении Сергея Михайловича. Утверждают, что снятие его с должности спикера Совета Федерации якобы связано с его заявлением о коррупции в Санкт-Петербурге. На самом деле мы убеждены, и тому есть реальные доказательства, что именно эта тема, которой страшно боятся наши высокопоставленные государственные чиновники, и стала причиной отставки Сергея Михайловича с поста спикера Совета Федерации.
Следующий момент, о котором необходимо сказать. В предвыборной программе «Справедливой России» отражена тема, связанная с необходимостью ратификации 20-й статьи Конвенции ООН и имплементации, введения в наше уголовное законодательство нормы о незаконном обогащении. Вне всякого сомнения, если наша партия окажется в Государственной думе шестого созыва — а в этом я не сомневаюсь, — мы продолжим эту работу. И с учетом тех наработок, которые были сделаны и нами, и коллегами из компартии, я думаю, нам удастся эту статью ратифицировать и внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс.
ЛГ: Ну что ж, давайте на этой оптимистической ноте закончим первую часть. Если вам это удастся, то и нам всем будет хорошо. Борьба с коррупцией продвинется намного вперед.
ДГ: Это реальный шаг. Еще один момент, который, если позволите, я упомяну в числе мер, направленных на реальную борьбу. Это, разумеется, скорейшее принятие закона о парламентском контроле в Российской Федерации.
ЛГ: Это связанные вещи.
ДГ: Безусловно. Бесконтрольность порождает жуткую безответственность, воровство, откаты и так далее. Есть такое выражение: «У нас была Страна Советов, а стала страна откатов». С этим надо бороться и выжигать каленым железом. Иначе крах. Иначе государство наше обречено.
ЛГ: Давайте на этом первую часть закончим. А во второй части поговорим о социализме и социал-демократии.
Комментарии