Последнее время во внешней политике одним местом у нас назначен Роспотребнадзор и его замечательный глава Геннадий Онищенко. Наверное, в самых радужных снах ему не снилось, что он, санитарный врач, гроза бактерий, рубится в кровь на дипломатической арене. И одерживает победы. Ну, или объявляет, что одержал.
На это раз от баталий с тем, что под ободком унитаза, Геннадия Григорьевича оторвали таджикские события. Напомним: российский летчик Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко приговорены к восьми с половиной годам лишения свободы каждый за контрабанду, незаконное пересечение границы и нарушение правил полетов. Они были задержаны по обвинению в контрабанде 12 марта этого года после вынужденной посадки в таджикском городе Курган-Тюбе. После ареста сотрудники госкомитета национальной безопасности Таджикистана нашли на борту одного из самолетов полуразобранный авиационный двигатель, который и был признан незаконным грузом.
Если принять на веру, что драма разворачивалась именно так, как это преподносили федеральные каналы, то логика подсказывает: нашего пилота засудили по какой-то определенной причине. Искать ее долго не пришлось. Журналисты нарыли, что полгода назад родственник таджикского президента получил в России девять с половиной лет колонии за хранение наркотиков.
Речь идет о деле 24-летнего Рустама Хукумова — сына главы Таджикской железной дороги Аманулло Хукумова. Его семья находится в близком родстве с лидером Таджикистана Эмомали Рахмоном: дочь президента замужем за вторым сыном железнодорожного начальника. «Не исключено, что этим пикантным обстоятельством объяснялось отсутствие информации об уголовном деле, по которому 15 сентября 2010 года Щелковский районный суд Московской области приговорил группу из четырех наркоторговцев, граждан Таджикистана, к различным срокам лишения свободы», — пишут «Московские Новости».
Группа была арестована в поселке Свердловский Щелковского района. Рустам Хукумов, очевидно, был главным, поскольку вынесенный ему приговор оказался самым суровым: девять лет заключения и штраф в 250 тыс. рублей. По сведениям «МН», Хукумов содержится в колонии в подмосковном Зеленограде, где в его распоряжении мобильный телефон, компьютер и Интернет. Но вызволить родственника с кичи Рахмон не сумел и, видимо, обозлился. Результат мы видим.
Ну что ж, кто с мечом к нам придет, тот по лбу бутылкой и получит. Страна сплотилась в своем негодовании по отношению к Таджикистану. Надо что-то делать — вызволять нашего парня, сажать таджиков на задницу, объяснять, кто тут папа. И мы начали — через одно место.
Вот, по идее, что нужно было делать нашему президенту? Что бы сделал я, если был бы президентом? России, не дай Бог... Наверное, стоило во всеуслышание заявить, что права российского гражданина грубейшим образом попраны и что беспристрастность таджикского суда вызывает самые серьезные сомнения. Надо было вызвать к себе в Кремль таджикского посла и заявить ему какую-нибудь ноту протеста (все мы смотрели фильм «Рейс 222» и знаем, как мир трепещет от наших нот). Стоило и российского посла в Душанбе демонстративно отозвать в Москву и тем самым намекнуть: мол, таджики, шо за байда? Разорвем дипломатические отношения к чертовой матери! С кем дружить будете, халаты? А потом вообще какие-нибудь учения тактические провести прямо у них на границе, с использованием авиации и резервистов. Все так демонстративно, нарочито! И комментировать каждый свой шаг: мол, Российская Федерация пойдет на все, чтобы вызволить своего гражданина. Буквально на все, вплоть до силового освобождения.
Уж поверьте: эта игра мускулами не вызвала бы ни у кого ничего, кроме уважения. Страна открыто выражает свое намерение защитить своего гражданина — так все делают. Достойно, сильно, красиво, пусть и в чем-то незаконно.
А мы что? Какие-то сопли. Сначала Федеральная миграционная служба заявляет о намерении выслать из России 100 таджикских нелегалов. Потом поняли, что хрень какую-то сгородили, и мигрантов стало 300. Теперь ставки повысились, и говорят уже о 10 тысячах.
Дмитрий Медведев эту высылку объяснил «совпадением» — так прямо и сказал на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС. Детский сад какой-то: все знают, что говорить в данном случае о совпадении просто неуместно, да и не нужно — а он все равно говорит. Тем не менее наш посол все-таки был вызван в Москву для консультации, а потом в ход пошла самая тяжелая техника — ведомство Онищенко. Авиация и резервисты нервно курят в углу.
Если взять любого из наших соседей, с кем мы ссорились — а ссорились мы со всеми, — то у каждого из них есть что-то, что мы можем запретить ввозить в Россию. Армяне обнаглеют — объявим коньяк отравленным. Украина опять удила закусит — сало станет вне закона. Забарогозит Прибалтика — янтарь станет немодным. Подозреваю, в кабинете Геннадия Онищенко висит огромная карта наших границ и там прямо рисунками обозначено, чего кто нам поставляет. Так сказать, для наглядности.
И только Таджикистан, я думаю, пуст, как душа Михаила Прохорова после знаменитого съезда. Там нет ничего. Вернее, там очень даже много чего, но достать никак. Богатейшие природные ресурсы страны, расположенной в предгорьях Памира, можно добыть только при развитой промышленности и инфраструктуре. А какой развитости инфраструктуры можно ждать от государства, которое чуть ли не треть собственной территории умудрилось отдать китайцам?.. Это при том что Таджикистан — наименьшее по площади государство Средней Азии! Никто им не угрожал и мигрантов высылать не грозился — просто оттяпали.
Но Онищенко — профессор и большой умница. Нечего запретить ввозить — запретим въезжать. Причина — у них в последнее время часто выявляют туберкулез и ВИЧ-инфекции.
«Естественным в данном случае выходом может стать рассмотрение вопроса о полном запрете на использование трудовой миграции из этого государства до решения вопроса о создании там хотя бы минимальных условий здравоохранения», — цитирует главного санитарного врача РФ Интерфакс.
И вот теперь 10 тыс. штукатуров и маляров отправятся домой. Надо понимать, это очень поможет нашему пилоту? Что-то не верится. Президенту Таджикистана, судя по тому, что он делает со своей страной, на проблемы народа наплевать, и оппозиция на него вряд ли надавит. Так что ФМС, оголив московские стройки, не сделает хуже никому, кроме застройщиков.
Но, в общем, все верно и правильно. Медведев сказал принять ассиметричные меры — мы принимаем. Вполне ассиметричные, плюс алогичные. Хотя дипломатические каналы все-таки были задействованы. По крайней мере в субботу на международный скандал впервые откликнулся лидер Таджикистана Эмомали Рахмон, который обещает решить проблему с летчиками, «чтобы не испортить отношения с Россией».
Видимо, доложила разведка про Онищенко…
Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов
Уважаемый автор ! В вашей статье есть ответы на возникшие проблемы. И не надо бряцать оружием, не дай бог влазить в суверенное государство-своих проблем за гланды.Народ сам в состоянии задавать вопросы своим властям.
Надо просто немного помочь «воссоединиться» народу и власти — поставить лицом к лицу. В России сейчас порядка миллиона сынов таджикского народа,
а это наиболее активная часть их населения. Мало будет 10тысяч , можно и ещё 10 раз по столько же прислать. Как раз такого ответа Рахмонов боится больше всего. Примеры арабской весны впечатляют. Отличный ассиметричный ход!!!