Интервью с режиссером фильма «Ходорковский»
— Что подтолкнуло вас к идее снимать фильм именно о Ходорковском? Чем «зацепила» вас эта история?
Я приехал в Ханты-Мансийск на Фестиваль. И узнал, что Ходорковский вошел в конфликт с самым влиятельным человеком в России. Эта схватка. И он пошел на этот бой. И это меня вдохновило на фильм.
— Приступая к работе над фильмом, вы предполагали, что столкнетесь со столькими трудностями, начиная от похищения копий фильма, заканчивая негласным запретом на его демонстрирование в кинотеатрах? Или все эти трудности, все эти враждебные действия были для вас неожиданностью?
Конечно, я понимал, о ком я делаю фильм. Естественно, я понимал, что это чувствительная тема, но думать на эту тему мне было сложно. Я не думал о том, как это будет происходить, но предполагал, что будут сложности.
— Это не было неожиданностью?
Мне было странно, что мои русские друзья были не очень оптимистичны. И говорили, что никогда этот фильм не покажут. Юрий Шмидт сказал, что конечно не покажут. Мне было обидно. Я человек оптимистичный. Я был более оптимистичен, чем мои русские друзья. Я вчера был на телеканале «Дождь» и мне очень понравилась надпись — «Канал «Дождь» — оптимистичный канал» вот, я себя таким же считаю.
— Есть точка зрения, что ваш фильм не только о Ходорковском, но и о России в целом, о современной русской жизни. Согласны ли Вы с этим?
Я согласен. Потому что Ходорковский — большой символ для первой, второй и третьей России. Советской, капиталистической и новой. Будущей.
— Отказ от показа фильма многими российскими кинотеатрами, что это: идиотизм мелких чиновников, директоров кинотеатров, или действие по жесткой инструкции, полученной от политического руководства страны?
Я думаю, что это страх малых бюрократов. Почему малых? Не только малых. Это не только страх, а желание жить комфортно. Не создавать лишних проблем себе.
— Верите ли вы в то, что ваш фильм поможет чем-то Михаилу Ходорковскому, и ставили ли вы перед собой такую задачу?
Естественно, я хотел отразить происходящее. И, тем не менее, конечно у меня были страхи. Я действительно очень боялся. Как бы не навредить ему. Чтобы не получилось так что из-за внимания, которое привлечет фильм, ему дольше придется находиться в неволе. Навредить, конечно, я боялся. Мне критики многие говорили: «Не надо этого делать». В общем, я спал в кошмарах. Бывало такое.
Материал подготовили: Ольга Азаревич, Алексей Козин, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Роман Попков, Александр Газов
Комментарии