А Б В Шрифт

Путин на площадях: первая его статья — ответ на Болотную, вторая — запоздалая реакция на Манежную

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

«Национальный лидер» заговорил о национальном

Для того чтобы добиться межнационального мира, стране необходимо дать мощную сверхнациональную идею. Обещаниями закрутить административные гайки и ностальгией о былых великих временах делу не поможешь.
«Национальный лидер» заговорил о национальном 23 января 2012
Бурные события декабря 2011 года — массовые протесты против нечестных выборов, начало президентской гонки и ожидание нового витка политической напряженности в марте — заслонили межнациональную проблематику, которая господствовала в российской повестке дня с конца 2010-го. Болотная площадь отодвинула Манежную на второй план. Но то, что межнациональные и межцивилизационнные конфликты временно исчезли из «топа Яндекса», не означает, что они исчезли вообще. Национальный вопрос, или, если угодно, «русский вопрос», требует ответа. И власти в преддверии судьбоносных президентских выборов попытались дать свой вариант.

 

Несмотря на то что внимание топовых СМИ приковано к выборам и разворачивающимся вокруг них конфликтам, новые «Манежки» возникают то тут, то там. Так, порядка 300 болельщиков нескольких столичных футбольных клубов в минувшую субботу специально приехали в город Малоярославец Калужской области из Москвы и Подмосковья, чтобы потребовать от властей наказать кавказца, ранившего ножом болельщика «Спартака». Пока 19-летний Андроник Симонян, который еще в сентябре атаковал ножом местного жителя Алексея Ершова, находится на свободе под подпиской о невыезде. Впрочем, по информации газеты «Новые Известия», не исключено, что после протестной акции он снова будет арестован. Симонян ранил Ершова ножом во время конфликта, вспыхнувшего между двумя группами молодежи во время празднования Дня города. Сперва Симонян был арестован, но позднее ему была заменена мера пресечения на подписку о невыезде.

Акция на Манежной площади в декабре 2010 года не то чтобы стала громом среди ясного неба — что-то подобное назревало. Никакого ясного неба над многонациональной Россией и многонациональной Москвой не было. Уже случилась Кондопога, уже был убит в драке с выходцами из Чечни Юрий Волков, уже накалялась атмосфера на Ставрополье. Но именно после «Манежки» стало ясно, насколько силен конфликтный потенциал в российском обществе.

Напомним, вскоре после выступления московской молодежи у стен Кремля сотни русских и «нерусских», одолеваемые эмоциями, фактически «забили стрелку» возле ТЦ «Европейский». Призывы оставаться дома, звучавшие со стороны официальных лидеров кавказских диаспор и московских фанатских организаций, услышаны не были — молодежь с обеих сторон явно хотела драки. И только благодаря титаническим усилиям столичной милиции (весь центр города был наводнен ОМОНом) удалось избежать большой крови.

Лидеры государства на произошедшее отреагировали по-разному, продемонстрировав тем самым отсутствие сколь-либо внятной концепции по этому взрывоопасному вопросу. По большому счету и Медведев, и Путин больше играли на свои целевые аудитории — условно «либеральную» и условно «консервативно-патриотическую», — говорили и делали то, что эти аудитории от них ждали. Дмитрий Анатольевич с металлом в голосе пообещал разбираться с теми, кто «гадил на площади». Владимир Владимирович, напротив, на самом факте ультраправого восстания заостряться не стал, уделив все свое внимание его причинам (освобождению убийц Егора Свиридова), душевно побеседовал с лидерами фанатского движения и съездил на могилу к погибшему болельщику.

Реагировать на исторические вызовы точечными мерами и политтехнологическими ходами — вполне в духе российских властей. За 13 месяцев, прошедших со времен «Манежки» и связанных с нею событий, не было предпринято никаких попыток системного решения межнациональных проблем в России. Не было разработано никакой стратегии, она даже не начала разрабатываться.

И вот, наконец, в предвыборный период, столкнувшись с растущей нелояльностью народа, Владимир Путин стал примерять роль стратега-интеллектуала. Единственного, кто знает толк в добротном государственном строительстве, — не то что митинговая шантрапа с контрацептивами. Начал пописывать статьи на темы фундаментального характера. Тему межнациональных отношений тоже вниманием не обошел.

Текст Путина «Россия: национальный вопрос» написан в приятной стилистике, легко читается. И это его единственное достоинство. Если еще раз взглянуть на фотографии годичной давности с Манежной площади, посмотреть видеоролики из Сети, запечатлевшие танцы в метро с пистолетами и ножами, и потом пробежаться по путинскому тексту, то не находит душа удовлетворения. Нет ощущения того что «вот оно, решение, наконец-то вырисовывается». Много красивых, этически и эстетически безупречных фраз и оборотов, но решения нет.

Тепло отзываясь о временах Российской Империи и Советского Союза как о некоем братском парадизе, в котором постоянно шел «процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне», господин Путин не понимает, что имперская многонациональная симфония возможна только при наличии некоей сверхидеи, связывающей населяющие империю народы. Жизнеспособное многонациональное государство строится по формуле «один плюс один — больше чем два». Формуле, при которой 140 племен, живущих вместе, — это не просто 140 племен, объединенных в одних границах и названных в силу этого «народом», а нечто большее.

«Многонациональное общество», «сложная и многомерная страна», «единый культурный код», «единство в многообразии» — все это, в общем-то, красивые, но пустые слова. Российская Империя самим фактом своего существования создавала сакральную наднациональную общность подданных Белого Царя, жителей «Третьего Рима». Десакрализация монархии, утрата веры народов Империи в царствующий дом, крушение сверхидеи привели к стремительному распаду «сложной и многомерной страны», и ее народы начали резать друг друга, начисто забыв о «едином культурном коде».

Большевики, с огромным трудом собрав куски евразийского пространства в сверхдержаву, наполнили ее животворящим огнем новой мессианской идеи, начали создавать «новую историческую общность — советский народ». Что бы там ни говорили о том, что во время Великой Отечественной наши граждане воевали «за Россию, а не за коммунистов», коммунистическая идеология была стержнем сопротивления для народов Союза, побуждала граждан страны к сверхчеловеческому. И сверхчеловеческое советских людей оказалось сильнее, прочнее сверхчеловеческого в версии нацизма. Далее, на новом историческом витке, — те же самые имперские проблемы: вырождение элиты, угасание мессианского, планетарного масштаба пламени и, как следствие, — проснувшиеся демоны мелкого, племенного национализма, разорвавшие страну.

Складывается впечатление, что нынешнее российское руководство в целом и господин Путин в частности исторического смысла двух этих имперских витков не понимают. Правящая элита воспринимает русскую историю следующим образом: «жили себе жили народы, большие и малые вместе, объединенные госграницами и «единым культурным кодом», в ус не дули, были друг другом довольны, а потом появились экстремисты, открыли некий «ящик Пандоры», и все рухнуло. И так два раза: в 1917-м и 1991-м». Так, мол, и сейчас: нужно, чтобы все сидели в одних границах, на подушке стабфонда, мы накормим всех нефтедолларами, и будет мир и покой. Правда, есть проблемы с миграционным законодательством, с этнопреступностью, лезгинку по ночам танцуют, но мы все эти трудности разрешим. Главное, чтобы не было провокационных политических призывов и чтобы не создавались регионалистские партии.

Элитам невдомек, что только национальное государство, которое Путин считает для России неприемлемым, может существовать без характерных для многонациональных империй сверхидей. Ему, национальному государству, как раз достаточно вполне «растительного» благополучия. Тишина, уют, кругом все свои — вот формула счастья национального государства.

Великая империя современности — Соединенные Штаты Америки — живет по другим канонам. Американцам, которые, как верно отметил Владимир Владимирович, все в той или иной степени мигранты, свойственна национально-имперская сверхидея: «Мы несем факел свободы всему миру, мы не только защищаем свой образ жизни, но и экспортируем его. Мы — новые римляне. Наши ценности — единственно правильные. Американская нация — это нация сынов свободы». Эти постулаты скрепляют многонациональное и многорасовое сообщество, делает его единым целым.

У современной России нет главного — нет одухотворяющей идеи. Не идеологии даже (по Конституции ни одна идеология не может быть господствующей) — нет той национальной, точнее — сверхнациональной идеи, которая победила бы местечковый, бытовой национализм. В отсутствие этой сверхидеи населяющие страну этносы цепляются за свои мелкие племенные идентичности, выпячивают их. Не имея цели исторического масштаба, ищут применения своей пассионарной энергии на улицах.

Можно сколько угодно менять миграционные законы, ужесточать правила регистрации, можно создать сколько угодно новых ведомств, курирующих «межнациональное согласие», — все это приведет лишь к росту бюрократического маразма. Проблему «Манежки» бюрократическими мерами решить нельзя.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов

Комментарии

orel
Вернуть национальность в паспорта.Создать Русскую республику.Копенсировать всем русским потери в Чечне.Признать геноцид русского народа в Чечне.Грозный отстроен на деньги русских,потерявших в Чечне имущество,детей,живущих на мизерные пенсии.Восхваление народов Кавказа Путиным-оскорбление всех русских.Русские стержень России.Согласен.Но отношение к нам мягко говоря скотское.Русские,вставайте под знамена Русского марша!Долой ненавистных едросов!
orel
Россия многонациональная страна, живущая за счет эксплуатации основной национальности. Население России состоит из 79,8% русских. Только 0,9 % чеченцев. Общая численность народов Кавказа составляет 3% от общей численности населения России. Я РУССКИЙ! Мои предки русские. Дети мои Русские. Товарищи мои мордвины,татары,чуваши и т. д. Мы живем в нашем городе. Никто нас не уговаривает дружить. Мы сами. Но никто из нас не будет терпеть возвышение одним над другим даже на словах. Так есть и будет. Это менталитет РУССКОГО человека хранить покой в своем доме. Какой менталитет Кавказа?У себя все изгадили и у нас гадят. Живут на наши подаяния, футболисты никудышные, и еще что-то требуют. О «дружбе народов» я узнал в 1973г. Цыгане хотели купить дом в нашем селе. Собрались мужчины и врезали не мерено и покупателям и продавцу. В 1979г. Я прибыл служить в СА. Сначала было все неплохо. Армян несколько, таджиков и иных национальностей. Ингуш служил, призванный из Рязани. И вот появились жители Кавказа. В первый день начались драки. Ингуш сразу стал «дружить против нас». И так все два года. В учебке в Виннице против нас дружили украинцы. А в г. Стрий еще тогда Львовской области нас за забор уже не выпускали. А знакомые татары не-нет да и вспомнят с гордостью про ИГО. Такая вот дружба народов получается. Хватит терпеть. Первый урок в школе должен быть посвящен любви и уважению к своей национальности, к национальности дедов наших, а не какой-то вонючей толерантности. Ежедневно с экрана телевизора нас оскорбляют, используя название нашей национальности . «Развод по-русски»,«обман по-русски» и т.д. и т. п. В общем если о чем-то плохом, то обязательно с использованием слова «русский». А что власть? А ничего, т. к. их это не касается. А почему бы не применить название национальностей как то еврейской или чеченской? Вот шуму-то будет. А нашу можно. В паспортах наших нет записи о национальности. А вот в паспорте собаки есть обозначение породы. А ведь мы ЛЮДИ. Мы живем в резервациях с названиями областных городов. Правят нами НАМЕСТНИКИ, именуемые губернаторами, у которых работа здесь, а жилье в Москве. У кого из них нет квартир в Москве? У всех. Где наместник Рязанский Шпак, при котором началось и не закончилось строительство объездной дороги в г.Сасово Рязанской области? НЕТУ. Пропал как сгинул. ИДИОТИЗМ. Тогда необходимо переименовать республики в губернии. Ан нет. «Великие» их народы будут против. Поэтому РУССКИЙ МАРШ до того момента, когда власти сделают в паспорта нам запись о национальности, переименуют республики в губернии или наоборот, когда Россия перестанет платить Кавказу, Чечне в-первую очередь, контрибуции. Когда власти признают 1994г. началом геноцида русского народа Чечне. В Рязани, Пензе, Ульяновске и других городах русских не было войны. И города не лежали в руинах. Так почему же Грозный, лежавший в руинах. За короткое время стал таким, какими указанные города никогда не были и не будут. Почему матери и отцы тех, кто воевал на Кавказе, живут хуже тех, против которых воевали их дети? Политика власти ЕР однозначно АНТИРУССКАЯ. Они знают. Что создание национального образования русских поднимет уровень самосознания и гордости. Ведь в какие регионы поставляются китайские продукты гадкого качества и пойло с Кавказа? В регионы с преимущественным населением русских. Нас спаивают. Наркоконтроль проводит карательную акцию против собственного народа. Нас называют националистами по каждому поводу. ФСБ создано с десяток якобы националистических русских организаций. В свое время было создано РНЕ. Цель-препятствовать русским в создании национального образования, когда суверенитет раздавался охапками. Это надо было для того, чтобы показать якобы гнилость русских. Пример тому Славянский Союз. Коротко «СС» (внуки и сами ветераны ВОВ сразу вздрагивают). Поездка его лидеров в Чечню в черных майках и с надписями «я русский». Они должны были прибыть официально к пригласившему их лицу, в костюмах и галстуках. Выбритые и трезвые. А это хулиганство и оскорбление чеченского народа. А если бы в г. Сасово приехал чеченец с надписью «я боевик»? И до сих пор не пойму почему их не порезали на ремни. Сегодня между русскими и кавказцами пропасть, которую если и удастся преодолеть, то очень не скоро. И чем больше им дает власть денег, тем пропасть становится шире. Почему? Потому, что смотрим мы на города свои и понимать начинаем насколько грязно и нищенски живем. Чем больше работаем, тем хуже живем. Парадокс. И какие бы решения власть не приняла бы по поводу разрешения или запрещения все равно РУССКИЙ МАРШ начался в душах наших. Мы будем жить дружно со всеми, но с теми, кто не может это делать, мы в разводе. РУССКИЕ,ВПЕРЕД!СОЗДАДИМ СИБИРСКУЮ РУССКУЮ РЕСПУБЛИКУ!ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ! С НАМИ НАШ БОГ!



Старый
Главная сверхнациональная объединяющая идея в России есть и прекрасная. Просто ей не дают выйти на просторы СМИ, так как она опасна для власти.
Если её коротко сформулировать, то она звучит так:
«Россия — без партии воров и жуликов и её вдохновителей!»
Когда будет решена эта задача, всё придёт в бурное движение: и экономика, и культура, и политика, а национальный вопрос отпадёт сам собой, так как он — следствие неудач в решении первых трёх.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.